Меню

Теги для нашей библиотеки:

Рефераты бесплатно, доклады, курсовые работы, рефераты бесплатно, реферат, рефераты, рефераты скачать, Рефераты бесплатно, большая бибилиотека рефератов, и многое другое.


  Конспекты по некоторым статьям Ленина, Маркса, Энгельса

Конспекты по некоторым статьям Ленина, Маркса, Энгельса

Работа В. И. Ленина “ Государство и революция ”.

1. О сущности демократии.

В поcтоянных рассуждениях о гос-ве делается та ошибка , а именно

забывают , что уничтожение гос-ва есть уничтожение так же и демократии ,

что отмирание гос-ва есть отмирание демократии . Демократия не

тождественна с подчинением меньшинства большинству . Демократия есть

признающее подчинение меньшинства большинству гос-ва ,т. е. организация

для систематического насилия одного класса над другим , одной части

населения над другой . Но стремясь к социализму будет исчезать надобность

в насилии над людьми вообще .

2. О соотношении демократии и диктатуры .

Оппортунизм не доведёт признания классовой б-бы как раз до самого

главного периода перехода от капитализма к коммунизму , до периода

свержения буржуазии и полного её уничтожения . Этот период является

периодом ожесточённой классовой б-бы , следовательно и гос-ва этого

периода неизбежно должны быть гос-вами по-новому демократическими и

диктаторскими . Формы буржуазн. гос-ва очень разнообразны , но их суть

одна : все эти гос-ва являются так или иначе , но в последнем счёте

обязательно диктатурой буржуазии .

Переход от капитализма к социализму , конечно , не может не дать

громадного обилия и разнообразия политических форм , но сущность при этом

будет неизбежно одна - диктатура пролетариата .

3. Отношение рабочего класса к формам государства .

“Свободное народное гос-во” было программным требованием немецкого

с.-д. 70-х годов .Мы за демократическую республику , как наилучшую для

пролетариата форму гос-ва при капитализме , но мы не в праве забывать ,

что наёмное рабство есть удел народа , и в самой демократической

буржуазной республике . Всякое гос-во есть “особая сила для подавления”

угнетаемого класса . Поэтому всякое гос-во несвободно и ненародно .

В критике парламентаризма Маркс писал , что всеобщее избирательное

право должно служить народу , организованному в коммуну , чтобы

подыскивать рабочих , надсмотрщиков , бухгалтеров , как индивидуальное

избирательное право служит для этой цели всякому другому работодателю .

А Ленин говорил , что выход из парламентаризма , конечно же не в

уничтожении представительных учреждений а в превращении представительных

учреждений в “работающие” . Коммуна должна была быть не парламентским

учреждением ,а работающим в одно и то же время законодательным и

исполнительным .

4. Соотношение пролетарской и буржуазной демократии.

Коммуна смогла в несколько недель начать строить новую

пролетарскую гос-ю политику , проводя указанные меры к большому

демократизму и искоренению бюрократизма .

Возможность такого разрушения обеспечена тем , что социализм

сократит рабочий день , поставит большинство населения в условие ,

позволяющее всем без изъятия выполнить гос. ф-ии . , а это приведёт к

полному отмиранию всякого гос-ва .

А мы будем бороться за разрушение всей старой гос . машины , так ,

чтобы сам пролетариат был правительством . Весь сознательный пролетариат

будет с нами в борьбе за разрушение буржуазного парламентаризма , за

демократическую республику коммуны или республику советов рабочих и

солдатских депутатов , за революционную диктатуру пролетариата .

5. О судьбе демократии.

У Энгельса речь идёт о “засыпании” и “отмирании” демократии .

Буржуазное гос-во может “уничтожить” только революция . Гос-во вообще ,

т. е. самая полная демократия . Развитие демократии до конца , изыскание

форм такого развития , испытание их практикой , всё это - одна из

составных частей б-бы за социальную революцию.

6. Борьба против бюрократизма.

Чиновники и постоянная армия - это паразит на теле буржуазного

общества. Господствующий оппортунизм считает взгляд на гос-во , как на

паразитирующий организм . Громадное число крестьян унижено правительством

и жаждет свержения его . Осуществить это может только пролетариат и

осуществляет это , делая вместе с тем шаг к социалистическому

переустройству .

К. Маркс “ К критике политической экономии. ”

Я рассматриваю систему буржуазной политической экономии в следующем

порядке : капит. земельная собственность , наёмный труд , гос-во , внеш.

торг. , мировой рынок .

Первая работа - критический разбор гегелевской философии права ,

последовательно привели к тому , что правовые отношения так же прочны ,

как и форма гос-ва .

Общий результат может быть кратко сформулирован так : в

общественном производстве своей жизни люди отступают от определений ,

необходимые от их воли , не зависящие отношения - производственные

отношения.

Совокупность этих отношений составляет экономич. сист. общества ,

реальный базис , в котором обозначаются политическая и экономическая

надстройка , и которому составляет определение формы общественного

сознания . Не сознание людей определяет их бытие , а наоборот , их

общественное бытие определяет их сознание . Человечество ставит себе

только такие задачи , которые оно может разрешить ,т.к. при ближайшем

рассмотрении всегда оказывается , что сама задача возникает лишь тогда ,

когда мат. условия имеются на лицо . В недрах буржуазного общества

производительные силы создают вместе с тем мат. условия для разрешения

этого ...

Потому буржуазной общ. формой завершае5тся предыстория общества .

В. И. Ленин “Социализм и религия”.

В современном обществе всё построено на эксплуатации громадных масс

рабочего класса . Экономическое унижение неизбежно порождает виды

политического унижения . Религия есть один из видов духовного гнёта .

Бессилие униженных также порождает лучшую загробную жизнь . Религия

должна быть объявлена частным делом .

Полное отделение церкви от государства - вот то требование ,

которое предъявляет социалистический пролетариат современному гос-ву и

церкви .

Русская революция должна осуществить это требование , как

необходимую составную часть политической свободы .

Единство этой действительно революционной борьбы униженного класса

за создания рая на земле важнее для нас , чем единство пролетариев о рае

на небе . Революционный пролетариат добьётся того , чтобы религия стала

действительно частным делом для гос-ва .

В. И. Ленин “Об отношении рабочей партии и религии”.

Интерес ко всему , что связано с религией охватил мировые круги

“общества” . Религия - это опиум для народа , - это изречение Маркса есть

поучительный камень всего мировоззрения марксизма в вопросе о религии .

Марксизм есть материализм . В кач-ве такового он враждебен религии

. Борьбу с религией нельзя организовать абсолютно идеологической

проповедью .

В совершенных кап. странах это корни главным образом социальные .

Атеистическая пропаганда с.-д. д. б. её основной задачей развитию

классовой б-бы эксплуатируемых классов против эксплуататоров .

Пролетариат есть вождь нашей буржуазно- дем. революции . Его партия

должна быть единым вождём в б-бе со всяким средневековьем .

Заявить с трибуны , что религия есть опиум народа , Франция

поступила правильно и создала таким образом прецедент , который должен

послужить основой для всех выступлений по вопросу о религии . Следовало

ли идти дальше ? Развивал ещё подробнее атеистические выводы . Мы думаем

, что нет . Это могло бы преувеличением б-бы с религией со стороны

политической партии пролетариата . Это могло бы привести к стиранию грани

между буржуазной и социалистической б-бой с религией .

Письма В. И. Ленина А. М. Горькому .

Философией заниматься в горячке революции приходилось мало . В

тюрьме , в начале 1906 г. Богданов написал ещё одну вещь ,- кажется 3-й

выпуск “Эмпириомонизма” . Летом 1906 г. он мне презентовал её я засел

внимательно за неё. Прочитав , озлился и взбесился необычайно : для меня

ещё яснее стало то. Что он идёт архиневерным путём , не марксистским . Я

написал ему тогда “объяснение в любви” , письмецо по философии в размере

трёх тетрадок . Выяснил я там ему там , конечно , что я рядовой марксист

в философии , но чуть но что именно его ясные полумерные , превосходно

написанные работы убеждают меня окончательно в его неправоте по существу

и правоте Плеханова . Сии тетрадочки показал я нескольким друзьям (

Луначарскому в том числе ) и подумывал было напечатать под заглавием

“Заметки рядового марксиста о философии” , но не собрался . Теперь я

жалею о том , что тогда тотчас не напечатал . Написал на днях в Питер с

просьбой разыскать и прислать мне тетрадки .

Теперь вышли “очерки по философии марксизма” . Я прочёл статьи ,

кроме суворовской ( её читаю ) , и с каждой статьёй прямо бесновался от

негодования . Нет , это не марксизм ! И лезут наши эмпириокритики ,

эмпириомонисты и эмпириосимволисты в болото . Уверять читателя , что

“вера” в реальность внешнего мира есть “мистика” ( Базаров ) , спутывать

самым безобразным образом материализм и кантианство ( Базаров и Богданов

) , проповедовать разновидность агностицизма и идеализма ,- учить рабочих

“религиозному атеизму” и “обожанию” высших человеческих потенций (

Луначарский ) ,- объявить мистикой энгелесовское учение о диалектике (

Берман ) , - черпать из вонючего источника каких-то французских

“позитивистов” - агностиков или метафизиков , чёрт их подерёт , с

“символической теорией познания” ( Юшкевич ) ! Нет , это уж через чур !

Конечно мы , рядовые марксисты , люди в философии не начитанные ,- но

зачем уж так нас обижать , что подобную вещь нам преподносить как

философию марксизма ! Я себя дам скорее четвертовать , чем соглашусь

участвовать в органе или в коллегии , подобные вещи преподающей .

25 февраля 1908

г.

--------------

“ Получил сегодня ваше письмо и спешу ответить . Ехать мне бесполезно

и вредно : разговаривать с людьми , пустившимися проповедовать соединение

научного социализма с религией я не могу и не буду . Время тетрадок прошло

. Спросить нельзя , трепать нервы глупо . Надо отделить от партийных дел

философию : к тому обязывает решение БЦ .

Я уже писал в печать самое что ни на есть формальное объявление войны

. Конечно , не в худшем смысле говорю о дипломатии , а в хорошем . “Хорошая

дипломатия” с вашей стороны , дорогой А. М. , должна была бы состоять в

отделении наших общих ( т. е. меня считая в том числе ) дел от философии .

Беседа о других делах , кроме философии , не выгорит теперь : неестественно

выйдет . Впрочем , если действительно эти другие дела , не философские , а

“Пролетарий” например , требует беседы именно теперь , именно сейчас , и

именно у вас . Я мог бы приехать ( не знаю , найду ли дни ) , но повторяю ,

только на условии ,что о философии и о решении я не говорю .”

16 апреля 1908 г.

“Анти- Дюринг” . Отдел первой философии гл. 9. Мораль и правовечные истины.

Если мы не сдвинулись с места уже в вопросе об истине и заблуждении ,

то ещё хуже дело обстоит с добром и злом . Эта противоположность вращается

исключительно в области относящейся к истории человечества , а здесь

окончательные истины в последней инстанции рассыпаны как раз наиболее

редко. Представления о добре и зле менялись часть от народа к народу .

Какая мораль проповедуется нам сейчас? Прежде всего христианство феодальное

, унаследованное от прежних времен , оно опять-таки распадается на

католическое и протестантское .

Все люди черпают свои нравственные воззрения из экономических

отношений , в которых совершается производство и обмен . Все три теории

морали имеют одну историческую основу .

Всякая теория морали является продуктом данного экономического

положения общества .

Мораль , стоящая выше классовых противоположностей , действительно

человеческая мораль , станет возможной тогда , когда противоположность

классов будет преодолена и забыта в жизненной практике .

Теория насилия . Отдел второй , политэкономия , гл. 2.

Не всякий раб приносит пользу . Чтобы быть в состоянии извлечь из

него пользу , нужно располагать вещами двоякого рода : во-первых , орудиями

и предметами труда и , во-вторых , средствами для скудного содержания раба

. Следовательно , чтобы равенство стало возможным , ... , уже достигнута

известная ступень развития производства и известная ступень в неравенстве

распределения .

А для того , чтобы рабский труд стал господствующим , требуется

гораздо более значительное повышение пр-ва , торговли , и накопления

богатств . В первобытных общинах рабство либо вообще не существовало , либо

играло весьма подчинённую роль .

“Анти-Дюринг” . Отдел 3 , гл. 5 . Государство , семья ,

воспитание .

Религия воспрещается . Но ведь религия является фантастическим

отражением в головах людей внешних сил , которые господствуют над ними в их

повседневной жизни , отражением , где земные формы принимают формы неземных

.

В начале объектами этого отражения явл. силы природы , но вскоре

вступают и общественные силы - силы , которые противостоят человеку в

качестве столь же чуждых , столь же необъяснимых , и , подобно последним ,

господствуют над ними с той же кажущейся естественной необходимостью . На

дальнейшей ступени развития вся совокупность природных общественных

атрибутов , множество богов переносится на одного бога , который в свою

очередь , является отражением абстрактного человека . Возникает монотеизм .

В этой форме религия может продолжать своё существование , как

непосредственная , т. е. эмоциональная форма отношений людей к

господствующим над ними чуждым силам , природным и общественным до тех пор

, пока люди фактически не окажутся во власти этих сил . До сих пор ещё в

ходу поговорка : человек предполагает , а бог располагает .

Чтобы подчинить общественные силы господству общества , необходимо

действие . И когда это действие будет совершено , когда общество , взяв во

владения всю совокупность средств пр-ва , и планомерно управляя ими ,

освободит этим путём себя и своих членов от того рабства , в котором нынче

их держат , но противостоящие им в качестве непреодолимой чуждой силы ,

средства пр-ва , тогда следовательно человек будет не только предполагать ,

но и располагать , исчезнет последняя чуждая сила , которая до сих пор ещё

выражается в религии , а вместе с тем исчезнет и само религиозное отражение

по той простой причине , что тогда уже нечего будет отражать .

Ф. Энгельс “Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии”.

Фейербах был отпрыском гегелевской философии . При разложении

гегелевской философии образовалось ещё одно направление . Это направление

главным образом связано с именем Маркса . Разрыв с философией Гегеля

произошёл и здесь путём возврата к материалистической точке зрения . Люди

этого направления решили принимать действительный мир таким , какой он есть

на самом деле .

Гегель не был просто отброшен в сторону . Революционная его сторона

философии была восстановлена и одновременно освобождена от тех

идеалистических оболочек , которые у Гегеля затрудняли её последовательное

поведение.

Старый метод исследования и мышления Гегель называет “метафизическим”

. Предмет надо было исследовать прежде , чем можно стало изучать процессы

совершающиеся в природе . Оно двинулось гигантскими шагами вперед ,

благодаря трём великим открытиям :

а) открытию клетки .

б) открытию закона сохранения энергии .

в) открытию Дарвином своей эволюционной теории .

Благодаря этим открытиям мы можем увидеть связь между отдельными

областями природы .

Но история развития общества в одном пункте существенно отличается от

развития природы . В истории общества действуют люди , одарённые сознанием

. Каков бы ни был ход истории , люди делают его так: преследуют свои цели .

Возникают классы . Как они возникают ? Доказано , что каждая политическая б-

ба есть б-ба классов . Гос-во политич. стран является подчинённым , а

гражданское общество - решающим элементом .

Гос-во и гос. право определяется экономическими отношениями и теми же

отношениями определяется и гражданское право .

В лице гос-ва выступает первая идеологическая сила над человеком . Но

став самостоятельной силой , по отношению к обществу , гос-во порождает

новую идеологию .

Религия , возникнув , сохраняет запас представлений от прежних времен

.

За философией , изгнанной из природы и из истории , остаётся ещё

царство частной мысли , поскольку она : учение о законе самого процесса ,

диалектика .

После революции 1848 г. , образованная Германия дала отставку теории

и перешла на практическую почву . И только в среде рабочего класса

продолжает жить интерес к теории . Немецкое рабочее движение является

наследником немецкой классической философии .

В. И. Ленин “Великий почин”.

Печать сообщает много примеров героизма красноармейцев . Героизм

трудящихся масс , сознательно приносящих смерть делу победы социализма .

Не меньшего внимания заслуживает героизм рабочих в тылу . Это начало

переворота , более трудного , более существенного - это победа над

собственной распущенностью , мелкобуржуазным эгоизмом .

Диктатура пролетариата не есть только насилие над эксплуататорами .

Это источник силы и залог неизбежной победы коммунизма .

Диктатура пролетариата - философское выражение на более простом языке

означает вот что именно : городские заводские и фабричные рабочие в

состоянии руководить массой трудящихся в борьбе за свержение капиталистов ,

за полное уничтожение классов .Чтобы победить , чтобы создать и упрочить

социализм , пролетариат должен решить одну задачу : во-первых , увеличить

своим беззаветным героизмом революционной б-бы против капитала всю массу

трудящихся , организовать её , руководить ею для свержения буржуазии . Во-

вторых , повести за собой всю массу трудящихся и эксплуатируемых , а так же

все мелкобуржуазные слои на путь новой общественной связи , новой

организации труда .


Рекомендуем

Опрос

Какой формат работ для вас удобней?

doc
pdf
djvu
fb2
chm
txt
другой


Результаты опроса
Все опросы