Меню

Теги для нашей библиотеки:

Рефераты бесплатно, доклады, курсовые работы, рефераты бесплатно, реферат, рефераты, рефераты скачать, Рефераты бесплатно, большая бибилиотека рефератов, и многое другое.


  Консерватизм в России в XIX веке

Консерватизм в России в XIX веке

Особенности консерватизма в России

во второй половине XIX в.

План

Введение

§ 1. Эволюция консервативных идей в России в XIX веке.

§ 2. Идеи консерватизма в творчестве Ф.М. Достоевского.

§ 3. Своеобразие консервативных идей К.Н. Леонтьева.

Заключение

Список литературы

Введение.

Ушел с исторической арены XX век, продемонстрировав возрастание

динамики социальной жизни, поразив наше воображение глубинными переменами

во всех структурах политики, экономики, культуры.

Человечество ищет способы и возможности обустроить планету,

предполагающие устранение нищета, голода, преступности. Цель обустройства,

– превратить нашу Землю в общечеловеческий дом, где каждому найдется

достойное место под солнцем, где судьба каждого станет заботой и болью

общества, – давно перешла в разряд утопий и фантазий. Неопределенность и

альтернативность исторического развития человечества поставила его перед

выбором, вынудив его оглядеться и задуматься над тем, что же происходит в

мире и с людьми.

Бурное развитие науки, техники, средств массовой информации и

коммуникаций привело к росту объема и повышению качества научного знания,

его социального статуса и – как результат – к возобновлению дискуссий о

роли философии, ее предмете и задачах, природе философского знания и т.д.

Философы во все времена и эпохи брали на себя функций прояснения проблем

бытия человека, каждый раз заново ставя вопрос о том, что такое человек,

как ему следует жить, на что ориентироваться, как себя вести.

В современной России в условиях идущей переоценки ценностей,

возрождения духовности, национальной культуры и самосознания, усиливается

позиции русской православной церкви, идеи гуманизма и человеколюбия,

которые всегда присутствовали в творчестве русских философов, писателей и

общественных деятелей. Поэтому совершенно неудивительно, что в современном

обществе так велик интерес к трудам отечественных мыслителей, к более

детальному изучению и осмысление отдельных периодов и направлений русской

философии. В настоящее время особую актуальность и важность приобрели идеи

представителей прежде всего консервативного направления в России, т.к.

именно в их трудах были рассмотрены проблемы особенности исторического

развития России, необходимость выработки т.н. "национальной идеи", и

национального самосознания общества, выбор пути его социально-

экономического развития. Долгое время сочинения приверженцев консервативных

взглядов находились в полном забвении, т.к. официальная марксистско-

ленинская философия объявила их "ненаучными" и даже противоречащими

историческому развитию страны. В трудах классиков марксизма-ленинизма и их

последователей можно встретить резко негативную оценку всех инакомыслящих,

и особенно консерваторов. Они объявлялись "реакционерами", представителями

идеалистической "помещичье-буржуазной" идеологии или "монархическим

лагерем", а их труды – как не представляющие никакой ценности для настоящей

науки. И действительно, большинство русских идеологов консерватизма еще в

Х1Х в. отстаивали совсем иную систему ценностей, отличную от революционных

демократов, а в последствии большевиков, а именно: понятия совести,

религиозности, патриотизма, т.е. свое видение объективной реальности.

Русские мыслители консервативного направления выступали с предупреждениями,

лейтмотив которых – запрет на любой социальный проект, любой прогресс, если

только они рассчитаны на принуждение, на насилие над личностью, на ломку

коренных устоев. Глубокие исследователи, знатоки навей отечественной

философии Н.А.Бердяев, А.Ф. Лосев. Н.О. Лосский и др. всегда подчеркивали,

что способ и характер русского философствования не является чисто

рациональным и связывали его обычно с православием, с восточно-христианским

мировосприятием и мироощущением славянской души.

§ 1. Эволюция консервативных идей в России в XIX веке.

Само понятие "консерватизм" довольно многозначно. Многие ученые,

исследователи характеризуют это направление по-разному, вкладывают свой

особый смысл, наделяют его различными функциями. "Философский

энциклопедический словарь" /М., 1989/ консерватизм определяет как "идейно-

политическое учение, противостоящее прогрессивным тенденциям социального

развития". Носителями идеологии консерватизма выступают различные

общественные классы и слои, заинтересованные в сохранении существующих

порядков. Характерные особенности консерватизма – враждебность и

противодействие прогрессу, приверженность традиционному и устаревшему,

/консерватизм в переводе с латинского – сохраняю/.

Распространено также т.н. "ситуационное" понимание консерватизма как

системы идей, используемой для оправдания и стабилизации любой общественной

структуры, независимо от ее значения и места в социально-историческом

процессе. В консерватизме обнаруживаются сходные идейные установки:

признание существования всеобщего морально-религиозного порядка,

несовершенство человеческой природы, убеждение в природном неравенстве

людей, ограниченные возможности человеческого разума, необходимость

классовой иерархии и др.

Консерватизм обозначает также философско-политическое понятие, при

котором его носители выступают как против любых радикальных, левых течений,

так и против крайне правых сил, пытающихся остановить прогрессивное

развитие общества. Одна из важнейших функций консерватизма – социальная,

которая имеет следующие характеристики :

- сохранение и бережное отношение к национальному менталитету,

моральным традициям и нормам человечества ;

- недопустимость вмешательства человека в ход исторического развития,

насильственной ломки привычного образа жизни;

- трактовка общества как объективной реальности, которая имеет свою

структуру и собственное развитие.

В современной научной литературе можно встретить и иную функцию

консерватизма, которую можно назвать определенным типом или стилем

мышления.[1]

Теория консерватизма, ее основные положения были рассмотрены в работах

Э. Берка /ХVIII в./. Он и его многочисленные последователи были убеждены,

что социальный опыт передается из поколения в поколение, человек не может

его сознательно прогнозировать и не в состоянии им поэтому управлять.

В России на протяжении всего ХIХ в. идеи консерватизма получили широкое

распространение и прошли долгий путь от славянофильства к религиозно-

этическому искательству. В философских и литературно-критических работах

этого периода рассматривались и осмысливались исторические события,

связанные с победой над Наполеоном /1812г./, восстанием декабристов

/1825г./, отменой крепостного права /1861г./, проведением буржуазно-

либеральных реформ /б0-70гг./. развитием капиталистических отношений и

революционно-демократического движения.

В первой половине ХIХ в. царское правительство пыталось разработать

собственную идеологию, на основании которой воспитать преданное

самодержавию молодое поколение. Главным идеологом самодержавия стал Уваров.

В прошлом вольнодумец, друживший со многими декабристами, он выдвинул так

называемую "теорию официальной народности" /"самодержавие, православие,

народность"/. Смысл ее состоял в противопоставлении дворянско-

интеллигентской революционности и пассивности народных масс, наблюдавшейся

с конца ХVIII в. Освободительные идеи представлялись как наносное явление,

распространенное только среди "испорченной" части образованного общества.

Пассивность крестьянства, его патриархальная набожность, стойкая вера в

царя изображались в качестве "исконных" и "самобытных" черт народного

характера. Уваров утверждал, что Россия "крепка единодушием беспримерным –

здесь царь любит Отечество в лице народа и правит им как отец,

руководствуясь законами, а народ не умеет отделять Отечество от царя и

видит в нем свое счастье, силу и славу".[2]

Виднейшие представители официальной науки /например, историк М.П.

Погодин/ были сторонниками "теории официальной народности" и в своих трудах

восхваляли самобытную Россию и существующие порядки. Эта теория на многие

десятилетия стала краеугольным камнем идеологии самодержавия.

В 40-50-х гг. ХIХ в. идейные споры велись в основном о будущих путях

развития России. Славянофилы выступали за самобытность России, которую они

видели в крестьянской общине, в православии и в соборности русского народа.

Среди них своим значительным философским потенциалом выделялись И.В.

Киреевский. К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин и особенно А.С. Хомяков. Они

стремились опровергнуть немецкий тип философствования и выработать на

основе исконно отечественных идейных традиций особую русскую философию.

Выступая с обоснованием самобытного, т.е. небуржуазного пути

исторического развития России, славянофилы выдвинули оригинальное учение о

соборности, объединении людей на основе высших духовных, религиозных

ценностей – любви и свободы. Главные особенности России они усматривали в

крестьянской общине и православной вере. Благодаря православию и

общинности, доказывали славянофилы, в России все классы и сословия мирно

уживутся друг с другом. Реформы Петра I оценивались ими весьма критически.

Считалось, что они отклонили Россию с естественного пути развития, хотя не

изменили ее внутренний строй и не уничтожили возможность возврата на

прежний путь, который отвечает духовному складу славянских народов.

Славянофилы даже выдвинули лозунг "Царю – власть, народу – мнение".

Исходя из нее, они выступали против всяческих нововведений в области

государственного управления, особенно против конституции по западному

образцу. Духовной основой славянофильства было православное христианство, с

позиций которого они критиковали материализм и классический

/диалектический/ идеализм Гегеля и Канта.

Со славянофильством многие исследователи связывают начало

самостоятельной философской мысли в России. Особенно интересны в связи с

этим взгляды основателей этого течения А.С. Хомякова /1804-1860/ и И.В.

Киреевского /1806-1856/.

Для философского учения славянофилов основополагающим является понятие

соборности, которое впервые вводится А.С. Хомяковым. Под соборностью он

подразумевает особый род человеческой общности, который характеризуется

свободой, любовью, верой. Алексей Степанович считал истинной христианской

религией православие: в католицизме есть единство, но нет свободы, в

протестантизме, напротив, свобода не подкрепляется единством. Только для

православия характерны соборность, или общинность, сочетание единства и

свободы, опирающееся на любовь к Богу. Соборность, единство, свобода,

любовь – вот ключевые и наиболее плодотворные философские идеи Хомякова.

И.В. Киреевский соборность определяет как подлинную социальность,

носящую ненасильственный характер. Соборность, по его учению, лишь качество

русской социально-культурной жизни, прообраз Царства Божия на земле.

В современной научной литературе, монографиях, коллективных

исследованиях последних лет особый акцент делается на изучение социальных

идеалов славянофилов. И Киреевский и Хомяков в качестве идеальной модели

общественного устройства видели общину, которая рассматривалась ими

единственное уцелевшее в русской истории социальное учреждение, в котором

сохранились нравственность как отдельного человека, так и общества в целом.

В теории славянофильства наиболее стройная и логически обоснованная

концепция социального устройства общества принадлежит К.С. Аксакову, сыну

известного писателя С.Т. Аксакова. Он сформулировал концепцию "земли и

государства", в которой доказывал особенность исторического пути русского

народа. В 1855г. Аксаков в своей записке "0 внутреннем состоянии России"

изложил собственные взгляды на идеальное социальное устройство. Он был

убежден, что следование им позволит избежать различного рода социальных

бунтов, протестов, даже революций, которые вспыхивали в это время в Европе.

К.С. Аксаков считал, что единственной приемлемой для России формой

государственного правления, соответствующей всему ходу русской истории,

является монархия. Другие формы правления, включая демократию, допускают

участие общества в решении политических вопросов, что противоречит

характеру русского народа. В обращении к Александру II он отмечал, что

русский народ "...не государственный, не ищущий участия в правлении, в

желающий условиями ограничивать правительственную власть, не имеющий, одним

словом, в себе никакого политического элемента, следовательно, не

содержащий в себе даже зерна революции или устройства

конституционного...".[3]

В России народ не рассматривает государя в качестве земного бога: он

повинуется, но не боготворит своего царя. Государственная власть без

вмешательства в нее народа может быть только неограниченной монархией. А

невмешательство государства в свободу духа народа, народа – в действия

государства и является основой жизни общества и государства.

Все последователи теории славянофильства считали, что в России ни в

коем случае нельзя вводить институты власти, подобные западным, т.к. Россия

располагает собственными политическими моделями.

Идеологи славянофильства ратовали за возрождение допетровского сословно-

представительного строя, монархических и патриархальных нравов. В своем

творчестве славянофилы зачастую идеализировали черты русского национального

характера, образа жизни, верования. Они пытались вывести будущее России из

прошлого, а не из настоящего, поэтому в их взглядах много утопического.

Философия славянофилов строилась на основе русского понимания

христианства, воспитанного национальными особенностями русской духовной

жизни. Своей философской системы как таковой они не выработали, но им

удалось установить общий дух философского мышления в России. Ранние

славянофилы выдвинули ряд принципиально новых идей, но целостной

философской системы у них не было. Не удалось добиться успеха в этом деле ,

уже в 70- 80-е годы Х1Хв., также поздним славянофилам, в частности, Н.Я.

Данилевскому. Он прославился своей книгой "Россия и Европа". Вслед за

немецким историком Рюкертом, но ранее автора известной книги "Закат Европы"

Шпенглера и других получивших широкую европейскую известность работ.

Данилевский развивал концепцию культурно-исторических типов:

общечеловеческой цивилизации нет, а есть определенные типы цивилизаций, их

всего 10, среди которых выделяется своим будущим славянский историко-

Страницы: 1, 2, 3


Рекомендуем

Опрос

Какой формат работ для вас удобней?

doc
pdf
djvu
fb2
chm
txt
другой


Результаты опроса
Все опросы