Меню

Теги для нашей библиотеки:

Рефераты бесплатно, доклады, курсовые работы, рефераты бесплатно, реферат, рефераты, рефераты скачать, Рефераты бесплатно, большая бибилиотека рефератов, и многое другое.


  Конфуцианство

Конфуцианство

| |

|МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ |

|Бурятский государственный |

|университет |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

|Реферат |

| |

|На тему: |

| |

| |

|«Конфуцианство» |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

|Выполнил: |

| |

| |

|Проверил: |

| |

| |

| |

| |

|Улан-Удэ, 2002 |

СОДЕРЖАНИЕ

1)Введение

2)Учение Конфуция

а)Учение о человеке

б)Учение об обществе

в)Учение о государстве

3)Заключение

ВВЕДЕНИЕ

Конфуцианство - философское учение , появившееся в Древнем Китае .

Создателем конфуцианства был Кун - Цю ( Конфуций ).

Крупнейший ученый своего времени , он одним из первых заинтересовался

человеческой сущностью, смыслом человеческой жизни, истоками человеческих

стремлений и желаний . Пытаясь объяснить их , он , руководствуясь

собственным опытом , предложил ряд интереснейших идей . Вся жизнь Конфуция

прошла в поисках того главного , ради чего и живет человек .

Конфуций родился в 551 году до нашей эры . отцом его был великий воин

своего времени , прославившийся своими подвигами Шу Лянхэ . Шу Лянхэ в

момент появления Конфуция был уже немолод.

К тому времени у него уже было девять дочерей , что делало его очень

несчастным . Ему нужен был достойный продолжатель древнего

аристократического рода . Старший сын Шу Лянхэ был очень слаб от рождения и

воин не решался сделать его своим наследником . Поэтому когда его третья

жена забеременела , Шу поспешил совершить богослужение в глиняном гроте (

по представлениям китайцев , глиняный грот священен ) . В этом гроте и

родился Учитель одного из самых многочисленных философских течений.

Счастливый отец назвал его Цю ( в переводе с китайского - "холм" ) и дал

прозвище Чжун Ни ( Чжун - второй из братьев , Ни - глина ) .Ребенок

унаследовал родовое имя Кун и был известен позднее как Кун Цю или Чжун Ни .

Когда мальчику было два года и три месяца ( китайцы считают возраст ребенка

с момента зачатия ) , Шу Лянхэ скончался. Две предыдущие жены Шу Лянхэ ,

ненавидевшие молодую мать наследника , не стали сдерживать свою ненависть к

ней , и , вырвав сына из атмосферы дрязг и скандалов , женщина вернулась в

свой родной город .

Однако родители не согласились принять ее в дом , который она опозорила ,

выйдя замуж раньше двух старших сестер, да еще за человека намного старше.

Поэтому мать с маленьким Конфуцием поселились отдельно от всех . Жили они

очень замкнуто , однако мальчик рос веселым и общительным, много играл со

сверстниками . Уже тогда он отличался от них обостренным восприятием

несправедливости , чувством особой любви к родителям , знанием многих

религиозных обрядов ( его мать , выполняя долг жены , каждый день читала

молитвы по усопшему мужу ) . Несмотря на бедность , мать растила его

достойным преемником знаменитого отца . Конфуций знал историю своего рода,

насчитывающую не одно столетие . Узнав об опыте своих предков , среди

которых были талантливые люди , проявившие себя во многих областях

человеческой деятельности , он сделал вывод , что одной военной доблести

недостаточно для достижения желаемого , нужны и другие достоинства . Когда

Конфуцию было семнадцать лет , умерла его мать , которой в ту пору едва

исполнилось тридцать восемь лет . Это был жестокий удар судьбы .

С огромным трудом Конфуций разыскал могилу отца ( ни его , ни даже его

мать старшие жены не пустили проводить Шу Лянхэ в последний путь ) и в

соответствии в религиозными обрядами похоронил рядом мать.

Выполнив свой сыновний долг , юноша возвращается домой и живет один . Из-

за бедности он вынужден был делать даже женскую работу , которой раньше

занималась его умершая мать . О том , как Конфуций относился к работе , не

соответствовавшей его происхождению , разные источники сообщают по-разному

, но мне кажется более вероятным , что отвращения к "низкому" труду он не

испытывал . В то же время Конфуций помнил о своей принадлежности к высшим

слоям общества и был подвергнут огромному унижению на одном обеде . В то

время в Китае разбогатевшие мещане всячески старались наладить

дружественные отношения с представителями низших слоев аристократии и

давали для них званые обеды . На один из таких обедов пришел и Конфуций ,

однако был остановлен стражем , который сказал юноше , что ему не место

среди знатных людей . Этот случай Конфуций запомнил на всю жизнь . В то

время Конфуций усиленно занимается самообразованием . Судьба , словно в

компенсацию за неудачно начавшуюся жизнь наделила его здоровьем ,

недюжинной силой , природным умом . В девятнадцать лет он женится на

девушке , которая сопровождала его всю свою жизнь , и вскоре у них

рождается сын , названный Ли ( карп ) . Выполняя обязанности отца семейства

, Конфуций поступает на службу богатому аристократу Цзи , сначала

управляющим складов , затем домашним слугой и учителем . Здесь впервые

убедился Конфуций в необходимости образованности .

Служил Конфуций до обретения зрелости , чувство которой пришло к нему в

возрасте тридцати лет . Позднее он скажет : " В пятнадцать лет я обратил

свои помыслы к учебе . В тридцать лет я обрел самостоятельность . В сорок

лет я освободился от сомнений.

В шестьдесят лет я научился отличать правду от неправды. В семьдесят лет

я стал следовать желаниям моего сердца и не нарушал ритуала ".* К тридцати

годам сложились и основные его этико-философские концепции , в основном

касающиеся управления государством и обществом . Более четко сформулировав

эти концепции , Конфуций открывает частную школу , появляются первые

ученики , некоторые из них сопровождали своего Учителя в течении всей своей

жизни . Желая использовать свои учения в практической деятельности ,

Конфуций присоединяется к изгнанному высшей аристократией царю и бежит в

соседнее царство . Там он знакомится с советником могущественного царя Цзин

Гуна Янь Ином и , беседуя с ним , производит очень хорошее впечатление .

Воспользовавшись этим , Конфуций добивается встречи с самим царем , и

,разговаривая с ним , потрясает Цзин Гуна глубиной и широтой своих познаний

, смелостью и необычностью суждений , интересностью взглядов , высказывает

свои рекомендации по управлению государством .

Возвратившись в родное царство , Конфуций становится известным человеком

. По личным мотивам он отказывается от нескольких возможностей стать

чиновником . Однако вскоре отвечает согласием на приглашение царя Дин-гуна

и , продвигаясь по служебной лестнице , занимает пост сычкоу ( главного

советника самого царя ) . На этом посту Конфуций прославился многими

мудрыми решениями . Вскоре обеспокоенное его увеличивающимся влиянием

окружение царя вынуждает его "добровольно" покинуть свой пост . После этого

для Конфуция наступает пора странствий .

Долгие четырнадцать лет он в окружении учеников путешествует по Китаю ,

прославившись еще больше . Однако его желание вернуться на родину

усиливается , и вскоре при содействии одного из бывших учеников Конфуций с

большими почестями возвращается домой как очень уважаемый человек . К его

помощи прибегают цари , многие из которых зовут его к себе на службу . Но

Конфуций прекращает поиски "идеального" государства и все больше внимания

уделяет своим ученикам . Вскоре он открывает частную школу . С целью

сделать ее более доступной Учитель назначает минимальную плату за обучение

. После нескольких лет преподавания в своей школе на семьдесят четвертом

году жизни Конфуций умирает . Произошло это в 478 году до нашей эры .

Учение Конфуция можно разделить на три тесно взаимосвязанные условные части

, объединяемые идеей центральности человека во всем конфуцианстве . Первое

и главное во всех трех учениях - само Учение о человеке.

Конфуций создавал свое учение на основе личного опыта . На основе личного

общения с людьми вывел закономерность о том , что нравы в обществе со

временем падают . Разбил людей на три группы :

1) Распущенные

2) Сдержанные

3) Глупцы

Приводя примеры , характеризующие поведение людей , принадлежащих к

определенной группе , доказал это утверждение и попытался найти причины

данного явления , и , как следствие , силы , движущие людьми в процессе

жизнедеятельности . Анализируя и делая выводы Конфуций пришел к мысли ,

выраженной в одном изречении : " Богатство и знатность - вот к чему

стремятся все люди . Если не установить для них Дао в достижении этого ,

они этого не достигнут . Бедность и презренность - вот что ненавидят все

люди . Если не установить для них Дао в избавлении от этого , они от этого

не избавятся ".* Эти два основные стремления Конфуций считал заложенными в

человеке от рождения , то есть биологически предопределенными . Поэтому эти

факторы по мнению Конфуция определяют как поведение отдельных индивидуумов

, так и поведение больших коллективов , то есть и этноса в целом . К

природным факторам Конфуций относился отрицательно , и высказывания его на

этот счет очень пессимистичны : " Я никогда не встречал человека , который

, заметив свою ошибку , решился бы сам осудить себя ." На основе далеко не

идеальности природных факторов Конфуций даже вступил в противоречие с

древнекитайскими учениями , принимавшими идеальность природных творений за

аксиому .

Целью своего учения Конфуций ставил постижение смысла человеческой жизни

, главным для него было уяснить скрытую природу человека , то , что движет

им и его стремлениями . По обладанию определенными качествами и отчасти

положению в обществе Конфуций разделил людей на три категории :

1) Цзюнь-цзы ( благородный муж ) - занимает одно из центральных мест во

всем учении . Ему отведена роль идеального человека , примера для

подражания двум остальным категориям .

2) Жэнь - обычные люди , толпа . Среднее между Цзюнь-цзы и Сло Жэнь .

3) Сло Жэнь ( ничтожный человек ) - в учении используется в основном в

сочетании с Цзюнь-цзы , только в отрицательном значении .

Конфуций выразил свои мысли об идеальном человеке , написав: "Благородный

муж думает прежде всего о девяти вещах - о том , чтобы видеть ясно , о том

, чтобы слушать четко , о том , чтобы лицо было приветливым , о том , чтобы

речь была искренней , о том , чтобы действия были осторожными , о

необходимости спрашивать других , когда возникают сомнения , о

необходимости помнить о последствиях своего гнева , о необходимости помнить

о справедливости , когда есть возможность извлечь пользу.

Смысл жизни благородного человека заключается в достижении Дао ,

материальное благополучие отходит на второй план : “Благородный муж

беспокоится лишь о том , что не может постичь Дао , его не волнует нищета”

. Какими же качествами должен обладать Цзюнь-цзы ? Конфуций выделяет два

фактора : “жэнь” и “вэнь” . Иероглиф , обозначающий первый фактор , можно

перевести как “благорасположенность” . По мнению Конфуция , благородный

человек должен относится к людям очень гуманно ,ведь гуманность по

отношению друг к другу является одним из основных положений учения Конфуция

. Составленная им космогоническая схема рассматривает жизнь как подвиг

самопожертвования , в результате которого и возникает этически полноценное

общество . Еще один вариант перевода - “человечность” . Благородный человек

всегда правдив , не подстраивается под других. “Человечность редко

сочетается с искусными речами и умильным выражением лица”.

Определить наличие в человеке этого фактора очень сложно , прак-тически

невозможно со стороны. Как считал Конфуций , стремиться к достижению “жэнь”

, человек может лишь по искреннему желанию сердца , и определить , достиг

он этого или нет , может также лишь он сам .

“Вэнь” - “культура” , “литература” . Благородный муж должен иметь богатую

внутреннюю культуру . Без духовной культуры человек не может стать

благородным , это нереально . Но в то же время Конфуций предостерегал от

чрезмерного увлечения “вэнь” : “Когда в человеке одерживают верх свойства

натуры , получается дикость , когда образованность - одна ученость.”

Конфуций понимал , что общество не может состоять из одних “жэнь” - оно

потеряет жизнеспособность , не будет развиваться , и , в конце концов ,

регрессирует . Однако нереально и общество , включающее в себя одних “вэнь”

- прогресса не будет и в этом случае . По мнению Конфуция , человек должен

Страницы: 1, 2


Рекомендуем

Опрос

Какой формат работ для вас удобней?

doc
pdf
djvu
fb2
chm
txt
другой


Результаты опроса
Все опросы