Меню

Теги для нашей библиотеки:

Рефераты бесплатно, доклады, курсовые работы, рефераты бесплатно, реферат, рефераты, рефераты скачать, Рефераты бесплатно, большая бибилиотека рефератов, и многое другое.


  Конфуцианство

Конфуцианство

Контрольная работа по теме

Конфуцианство

Одесса 1998

[pic]

Конфуцианство

Конфуций (Кун-цзы, 551479г. До н. э.) родился и жил в эпоху больших

социальных и политических потрясений, когда чжоуский Китай находился в

состоянии тяжелого внутреннего кризиса. Власть чжоуского правителя – вана

давно ослабла, Разрушались патриархально-родовые нормы, в междоусобицах

гибла родовая аристократия. Крушение древних устоев семейно-планового быта,

междоусобные распри, продажность и алчность чиновников, бедствия и

страдания простого народа – все это вызывало резкую критику ревнителей

старины. Выступив с критикой своего века и высока ставя века минувшие,

Конфуций на основе этого противопоставления создал свой идеал совершенного

человека изюнь-цзы. Высоко моральный цзюнь-цзы должен был обладать двумя

важнейшими в его представлении достоинствами: гуманностью и чувством долга.

Гуманность (жень) включало в себя скромность, сдержанность, достоинство,

бескорыстие, любовь к людям и т. п. Жень – это почти недосягаемый идеал,

совокупность совершенств, которыми обладали лишь древние. Из современников

он считал гуманным лишь себя и своего любимого ученика Янь Хуэя. Однако для

настоящего цзюнь-цзы одной гуманности было недостаточно. Он должен был

обладать еще одним важным качеством – чувством долга. Долг – это моральное

обязательство, которое гуманный человек в силу своих добродетелей

накладывает на себя сам.

Чувство долга, как правило, обусловлено знанием и высшими принципами,

но не расчетом. “Благородный человек думает о долге, низкий человек

заботится о выгоде,” – учил Конфуций. Он также разработал и ряд других

понятий, включая верность и искренность (чжэн), благопристойность и

соблюдение церемоний и обрядов (ли).

Следование всем этим принципам было обязанностью благородного цзюнь-

цзы, и, таким образом, “благородный человек”

Конфуция – это умозрительный социальный идеал, назидательный комплекс

добродетелей. Этот идеал становился обязательным для подражания,

приблизится к нему было делом чести и социального престижа особенно для

тех, представителей высшего сословия ученых-чиновников, профессиональных

бюрократов-администраторов, которые с эпохи Хань (III в. До н. э.) стали

управлять китайской конфуциальной интерией.

Конфуций стремился создать идеал рыцаря добродетели, боровшегося за

высокую мораль, против царившей вокруг несправедливости. Но с превращением

его учения в официальную догму на передний план выступила не суть, а

внешняя форма, проявлявшаяся в демонстрации преданности старине уважения к

старым, напускной скромности и добродетели. В средневековом Китае

постепенно сложились и были канонизированы определенные нормы и стереотипы

поведения каждого человека в зависимости от занимаемого места в социально-

чиновничьей иерархии. В любой момент жизни, на любой случай, при рождении и

смерти, поступлении в школу и при назначении на службу – всегда и во всем

существовали строго факсированые и обязательные для всех правила поведения.

В эпоху Хань был составлен свод правил – трактат Лицзы, компендиум

конфуцианских норм. Все записанные в этом обряднике правила следовало знать

и применять на практике, причем тем старательнее, чем более высокое

положение в обществе человек занимал.

Конфуций, отталкиваясь от сконструированного им социального идеала,

сформулировал основы того социального порядка который хотел бы видеть в

поднебесной:

“Пусть отец будет отцом, сын – сыном, государь – государем, чиновник –

чиновником,” т.е. все станет на свои места, все будут знать свои права и

обязательства и делать то, что им положено. Упорядоченное таким образом

общество должно состоять из двух основных категорий, верхов и низов – тех,

кто думает и управляет и тех, кто трудится и повинуется. Критерием

разделения общества на верхи и низы должны были служить не знатность

происхождения и не богатство, а степень близости человека к идеалу цзюнь-

цзы. Формально этот критерий открывал путь наверх для любого намного

сложнее: сословие чиновников было отделено от простого народа “стеной

иероглифов” – грамотность. Уже в Лицзы было специально оговорено, что

церимониалы и обряды не имеют отношения к простотонародью и что грубые

телесные наказани не применяются к грамотным.

Конечной и и высшей целью управления Конфуций провозглашал интересы

народа. Одна при этом они были убеждены, что самому народу его интересы

непонятны и недоступны и без опеки образованных конфуцианцев – управителей

он обойтись никак не может: “Народ следует заставлять идти должным путем,

но не нужно объяснять, почему.”

Одной из важных основ социального порядка, по Конфуцию, было строгое

повиновение старшим. Слепое повиновение его воле, слову, желанию – это

элементарная норма для младшего, подчиненного, подданного как в рамках

государства в целом, так и в рядах клана, семьи. Конфуций напоминал, что

государство – это большая семья, а семья малое государство.

Конфуцианство придало культу предков глубокий смысл символа спец.

Порядка и превратило его в первейшую обязанность каждого китайца. Конфуций

разработал учение о сяо, сыновей почтительности. Смысл сяо – служить

родителям по правилам ли, похоронить их по правилам ли и приносить им в

жертву по правилам ли.

Конфуцианский культ предков и нормы сяо способствовал расцвету культа

семьи и клана. Семья считалась сердцевиной общества, интересы семьи намного

превосходили интересы отдельной личности. Отсюда и постоянная тенденция к

росту семьи. При благоприятных экономических возможностях стремлении к

совместному проживанию близких родственников резко преобладало над

сепаратистскими наклонностями. Возникал мощный разветвленный клан и

родичей, державшихся друг за друга и населявших порой целую деревню.

И в семье и в обществе в целом любой, в том числе влиятельный глава

семьи, важный чиновник императора, представлял собой прежде всего

социальную единицы, вписанную в строгие рамки конфуцианских традиций, выйти

за пределы которых было невозможно: это означало бы “потерять лицо”, а

потеря лица для китайца равносильно гражданской смерти. Отклонения от нормы

не допускались, и никакой экстравагантности, оригинальности ума или высшего

облика китайские конфуцианство не поощряло: строгие нормы культа предков и

соответствующего воспитания подавляли эгоистические наклонности с детства.

Человек с детства привыкал к тому, что личное, эмоциональное, свое на

шкале ценностей несоизмеримо с общим, принятым, рационально обусловленным и

обязательным для всех.

Конфуцианство сумело занять ведущие позиции в китайском обществе,

приобрести структурную прочность и обосновать свой крайний консерватизм,

нашедший наивысшее выражение в культе неизменной формы. Соблюсти форму, во

чтобы то ни стало сократить вид, не потерять лицо – всё это стало теперь

играть особо важную роль, ибо рассматривалось как гарантия стабильности.

Наконец, Конфуцианство выступало и как регулятор во взаимоотношениях страны

с небом и – от имени неба – с различными племенами и народами, населявшими

мир. Конфуцианство поддержало и вознесло созданный в иньско-чжоуское время

культ правителя, императора “сына неба” управляющего поднебесной от степи

великого неба. Отсюда был только шаг до разделения всего мира на

цивилизованный Китай и некультурных варваров, прозябавших в теплоте и

невежестве и черпавших знания и культуру из одного источника – из центра

Мира, Китая.

Не будучи религией в полном смысле слова, конфуцианство стало большим,

нежели просто религия. Конфуцианство – это так же и политика, и

административная система, и верховный регулятор экономических и социальных

процессов – словом это основа всего китайского образа жизни, квинтэссенция

китайской цивилизации. В течение двух с лишним тысяч лет конфуцианство

формировало умы и чувства китайцев влияло на сих убеждения, психологию

поведение, мышление, восприятие, на их быт и уклад жизни.

Cписок литературы:

Васильев Л.С. «История религии востока»

Баканурский Г.Л. «История и теория атеизма»

[pic]


Рекомендуем

Опрос

Какой формат работ для вас удобней?

doc
pdf
djvu
fb2
chm
txt
другой


Результаты опроса
Все опросы