Меню

Теги для нашей библиотеки:

Рефераты бесплатно, доклады, курсовые работы, рефераты бесплатно, реферат, рефераты, рефераты скачать, Рефераты бесплатно, большая бибилиотека рефератов, и многое другое.


  Кандидатский минимум по философии (шпаргалки)

Кандидатский минимум по философии (шпаргалки)

1. Философия, ее особенности в сравнении с мифом, религией, искусством,

наукой.

Мифология – форма общественного сознания, способ понимания мира,

характерный для ранних стадий общественного развития. Мифы заключают в себе

попытки ответа на вопрос о начале, происхождении, устройства мира, о

мировой гармонии и т.д.

Миф соединял в себе зачатки знаний, религиозных верований, политических

взглядов, разных видов искусства. Миф выступал как единая, универсальная

форма сознания. Своеобразие мифа проявилось в том, что мысль выражалась в

конкретных эмоциональных, поэтических образах, метафорах. В мифологии

отсутствовали отчетливые разграничения мира и человека, идеального и

вещественного, объективного и субъективного.

Религия – это такая форма мировоззрения, в которой освоение мира

осуществляется через его удвоение на посюсторонний и потусторонний.

Специфика религии – в особом характере ее «второго» мира и его смысловой

роли. Основу религ. мировоззрения составляет вера в существование

сверхъестественных сил и в их главенствующую роль в мироздании и жизни

людей.

Вера – способ существования религиозного сознания. Внешней формой

проявления веры служит культ – система утвердившихся ритуалов, догматов.

Религиозные представления невозможно вывести из чувств и переживаний

отдельного человека. Они – продукт исторического развития общества.

Близость философии и религии состоит в том, что обе они – общественно-

исторические формы мировоззрения, решающие сходные задачи мироуяснения и

воздействия на создание людей.

Но и велико их различие. Для философской мысли характерно свободомыслие.

Философия вынесла на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения,

отразив нарастающую в обществе потребность в понимании мира и человека с

позиций знания, разума. Она выступила как поиск мудрости.

Философию интересует истина, науки – порода.

До конца 18 века – Ф. Стоит над наукой. Затем наука – сама себе Ф. Наша

наука – связана с опытом. Философские положения умозрительны. Сейчас Ф-ия –

особая наука. Ф-ия смотрит на мир глазами науки. Наука без ф-ии

существовать не может. Наука выполняет методическую функцию, ф-ия

ориентирует науки в их подходе к миру.

Философия – «любовб к мудрости». Слово «философ» впервые употребил Пифагор

по отношению к людям, стремящихся к высокой мудрости и правильному образу

жизни.

В отличие от мифологич. и религиозного мировоззрения философская мысль

представляла собой принципиально иной мир понимания, прочным фундаментом

для которого стали позиции разума, интеллекта. С другой стороны, бытующие в

народе мифы подвергаются пересмотру с позиций разума, или придается новое

смысловое, рациональное истолкование.

Возникновение философии означало появление особой духовной установки –

поиска гармонии, знаний о мире с жизненным опытом людей, их верованиями,

идеалами, надеждами.

Философия – теоретически сформированное мировоззрение. Это система самых

общих теоретических взглядов на мир, места в нем человека, уяснения

различных форм отношения человека к миру. На фоне стихийно возникавших форм

миропонимания философия предстала как специально разрабатываемое учение о

мудрости. Философская мысль избрала своим ориентиром не слепую,

догматическую веру, не сверхъестественные объяснения, а свободное,

критическое, основанное на принципах разума, размышления о мире и чел.

жизни.

Мировоззрение – совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих

самое общее видение, понимание мира, места в нем человека и вместе с тем

жизненные позиции, программы поведения людей.

Мироощущение – эмоционально-психологическая сторона мировоззрения на

уровне настроений и чувств.

Миропонимание – эмоционально-интеллектуальная сторона мировоззрения.

Философия теоретически осмысливает совокупные данные науки и практики,

выражает их в виде наиболее объективной картины действительности. Она

выступает как критический анализ и творческое совершенствование суммарного

и наиболее цельного опыта людей.

Человек част природы, но в то же время он противостоит природе.

2. Природа философских проблем, их связь с фундаментальными вопросами

человеческого бытия.

Основной вопрос всей философии – это вопрос об отношении мышления к бытию.

Что является первичным: дух или природа?

В зависимости от того, как философы понимали данное соотношение, они

составляли два противоположнвых направления: идеализм и материализм.

Но большинство философов посчитало в прошлом и не считает сейчас своим

важнейшим делом решение именно этого вопроса. На первый план в различных

учениях возносились проблемы достижения истинного знания, природы

нравственного дома, свободы, чел. счастья, смысла чел. жизни.

В свое время Кант сформулировал три вопроса, имеющие, по его убеждению,

принципиальное отношение для ф-ии: что я могу знать? (познавательное

отношение человека к миру); что я должен делать? (практическое отношение);

на что я могу надеяться? (ценностное отношение).

Вопрос с возможности познания мира – вытекает из кантовского вопроса «что

я могу знать?». Точке зрения познавательного оптимизма противостоят более

пессимистические системы взглядов – скептицизм и агностицизм.

Коренные мировоззренческие вопросы традиционно представлялись философам

вечными и неизменными. Выявление Ниршом их исторического характера, привело

к переосмыслению этих вопросов.

Отношение «человек-природа» было переосмыслено как исторически изменчивое,

зависящее от производственной и иной деятельности людей на том или ином

этапе истории.

Классические фил. Вопросы (об отношении «человек – природа», «природа –

история», «личность – общество», «свобода – несвобода») и при новом подходе

сохранили свое непреходящее мировоззренческое значение.

В понимание фил. проблем был внесен историзм, т.е. проходя через всю

человеческую историю, выступая в определенном смысле как вечные проблемы,

они приобретают в различные эпохи свой конкретный, неповторимый облик.

В свете историко-материалистического подхода классические фил. проблемы

утратили облик неизменных, умозрительно решаемых проблем.

Новым было также понимание фил. проблем не как «чистых» проблем познания,

а как проблем общественного бытия, которые объективно возникают и

разрешаются в человеческой жизни, практике.

Классическая традиция связывала философию с постижением вечных принципов

понимания мира и чел. жизни. Маркс вступил в спор с таким пониманием,

подчеркнув, что философская мысль обращена к общественно-исторической жизни

людей, подверженной изменению, развитию. Отсюда следовало переистолкование

предмета, методов и результатов философии как исторических, принимающих

различный облик в разные эпохи.

3. Предпосылки философии. Особенности античной философии.

В античной Греции философия формируется в тот период, когда смысл чел.

жизни, ее привычный строй и порядок оказываются над угрозой. Она

формируется в тот период (VII в. до н.э.), когда прежние традиционно-

мифологические представления рабовладельческого общества обнаруживают свою

недостаточность, свою неспособность удовлетворить мировоззренческие

запросы.

Кризис мировоззренческого сознания был вызван рядом причин. Главную роль

сыграло экономическое развитие Греции: регулирование торговли и

судоходства. Не самым важным было расширение связей и контактов с другими

народами, открытие неизвестных прежде обычаев, нравов и верований, что

наводило на мысль о ботносительности, условности их собственных социальных

и политических установлений. Это вело к кризису традиционного уклада и к

утрате прочных нравственных ориентиров.

Социально-экономические изменения требовали от индивида выработки новой

жизненной позиции. Философия и была одним из ответов на это требование. Она

предложила человеку новый тип самоопределения не через привычку и традицию,

а через разум. С одной стороны, философия выступает как критика традиции, а

с другой – пытается найти фундамент, на котором можно было бы возвести

новый тип культуры.

Спецификой греческой философии является стремление понять сущность мира в

целом. Направления интересов определялись характером мифологии. Миф

повествовал о том, кто все сущее, а философия спрашивала, из чего оно

произошло. Философия мыслится как наука причинах или наука о причинах и

началах всего сущего. Для ранних натур философов характерна особого рода

стихийная диалектика: они рассматривали космос как непрерывное неменяющееся

целое.

4. Учение о бытие в античной философии.

Становление древнегреческой философии происходит в VII в. до н.э. В это

время появляются люди, которые в своей деятельности выражали интересы

нового общественного класса, формирующегося на обломках родового общества.

Первой философской школой явл. милетская школа. Ее основатель – один из

семи «мудрецов» Фалес. В этой школе впервые был поставлен вопрос о

первоосновах всего сущего. Различные представители этой школы решали этот

вопрос по разному, но в основе мира все они видели определенный

материальный принцип.

Основой всего сущего Фалес считал воду. Воду он понимал как текущее,

аморфное сосредоточение материи. Все возникает путем «сгущения» и

«разряжения» первоматерии.

Анаксимандр утверждал, что первоначалом и основой является беспредельное и

не определял его ни как воду, ни как воздух, ни как что-либо другое.

«Апейрон» является безграничным и неопределенным не только в

пространственном, но и во временном отношении.

Анаксимен первоосновой всего считал неограниченный, бесконечный, не

имеющий определенной формы – воздух. Разрежение воздуха – огонь, сгущения –

ветры, тучи, вода, земля, камни. Он впервые вводит понятие взаимного

отношения праматерии и движения. Воздух как праматерия постоянно

колеблется, и если бы он не двигался, то не изменялся бы настолько,

насколько он изменяется.

Тераклит Эффеский основой всего считал огонь. Огонь – это праматерия,

первооснова и основной элемент. Он вечен, несотворен и неучтожим. Огонь

является также наиболее адекватным символом динамики развития,

постепенности постоянных изменений.

Пифагор – реальной сущностью всех вещей являются числа. Начало всему –

единица. Пифагорейское учение – попытка постижения количественной стороны

мира.

Единое, по пифагорейскому учению, выше множественности, оно служит началом

определенности. А где определенно, там возможно познание, неопределенное –

непознаваемо.

5. Античная наука и проблема метода познания.

Хотя отдельные элементы научного знания начали формироваться в более

древних обществах (шумеры, Египет, Китай, Индия), возникновение науки

относят к V в. до н.э., когда в Др. Греции сложились соответствующие

условия. Формирование науки требовало критики и разрушения мифологических

систем; для ее возникновения был необходим также достаточно высокий уровень

развития производства и общественных отношений, приводящий к разделению

умственного и физического труда и тем самым открывающий возможность для

систематических занятий наукой.

Полисный характер греческой жизни (с ее ролью народного собрания,

публичных ораторских состязаний и т.д.) объясняет доверие греков к разуму,

теории, а поклонение безликому абсолюту (природе) – постоянную близость и

даже неразделимость физики (учения о природе) и метафизике (учения о

первоосновах бытия).

Раннегреческая натурфилософия – это способ философствования и способ

миропонимания, в котором physis играет ключевую роль, интегрируя

мироздание: природу с человеком, богов с природой. Но природа при этом не

обособляется ни как объект самостоятельного и специального рассмотрения, ни

как выражение человческой сущности. Она не отрывается от окружающих

человека вещей.

Человек не может и не должен останавливаться на феноменах, он ищет

подлинной природы и на этом пути обращается к началам мироздания.

Методы познания – метафизика и диалектика.

Метафизика – метод, отражающий качественное саморазвитие бытия через

противоречия, тяготеющий к построению однозначной, статичной и

умозрительной картины мира.

Термин «Метафизика» ввел систематизатор произведений Аристотеля Андронник

Родосский, назвавший так группу трактов о «бытии самом по себе». Метафизика

обнаруживается у Платона.

Аристотель построил классификацию наук, в которой первое по значению и

четности место занимает наука о бытии как таковом и о первых началах и

причинах всего сущего, названная им «первой философией» (метафизика). В

отличие от «второй философии» (физики) метафизика рассматривает бытие

независимо от конкретного соединения материи и формы.

Диалектика – метод научного познания. Основные принципы диалектики –

всеобщая связь, становление и развитие, которые осмысливаются с помощью

всей исторически сложившейся системы категорий и законов. Слово

«диалектика» впервые применяет Сократ, обозначивший им искусство вести

спор, диалог.

Древние мыслители исходили из представления о космосе как мировом

завершенном целом, пребывающем в покое; внутри этого целого вечно

совершаются непрерывные процессы изменения, движения. Всеобщая изменчивость

бытия представлялась как превращение одного первроначала в другое.

Гераклит – мир внутренне противоречив и мыслится в вечном становлении,

движении, в единстве противоположностей.

Платон понимал под диалектикой знание относительно сущего и истинно

сущего. Этого можно достигнуть лишь с помощью сведения противоречивых

частностей в цельное и общее.

Аристотель развил диалектику дальше – в направлении познания реально

существующего космоса. В своем учении о четырех причинах Аристотель

утверждал, что все они существуют в каждой вещи совершенно неразличимо и

тождественно с каждой вещью.

В древности наука и философия тождественны. Но уже Аристотель поставил

проблему размежевания философии с другими науками. Различие он видит в том,

что собственно философия интересуется истиной, частные науки интересует

польза. Кроме того философия занята поисками первооснов сущего. Поэтому

науки должны опираться на философию.

В VI в. до н.э. образовалась элейская школа (рассматривали проблему

бытия).

Ксенофен рассматривает бытие как единое, независимо от разнообразия его

конкретно-чувственных форм. Это единое он назвал «богом», отрицая в то же

время существование конкретных богов.

Парменид считал, что к познанию мира ведут два пути – путь мышления и путь

догадок, которым соотв. Две картины мира. Первый путь приводит к миру

единого, вечного и неизменного бытия. Второй – к видимому миру вещей,

началами которого явл. огонь и земля.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Рекомендуем

Опрос

Какой формат работ для вас удобней?

doc
pdf
djvu
fb2
chm
txt
другой


Результаты опроса
Все опросы