Меню

Теги для нашей библиотеки:

Рефераты бесплатно, доклады, курсовые работы, рефераты бесплатно, реферат, рефераты, рефераты скачать, Рефераты бесплатно, большая бибилиотека рефератов, и многое другое.


  История развития

История развития

«УТВЕРЖДАЮ»

НАЧАЛЬНИК КАФЕДРЫ №4

Подполковник В. ГРАБАРЬ

« » __________ 1998 г.

ЛЕКЦИЯ №2.

Тема: История развития философской мысли. Исторические типы философии.

Лекция обсуждена и одобрена

на заседании ПМК «Философия»

Протокол № от « » ______ 1998

Председатель ПМК «Философия»

полковник В. Карпов

План:

Введение.

1.Предпосылки и условия зарождения философии.

2.Философия Древнего Мира и Средневековья.

3. Философия эпохи Возрождения и Нового времени.

Заключение.

Литература:

1. Основы философии. Учебное пособие. Под редакцией Е.В.Попова -

Москва: ВЛАДОС, 1997 г. (Тема 2.).

2. Канке В.А. Философия. - Москва: ЛОГОС, 1996 г. (с. 10 - 100).

3. Введение в философию. В 2-х частях. Часть 1. Москва: ПОЛИТИЗДАТ, 1989

г. (с. 74 - 192).

4. Философия. Курс лекций. Под редакцией Е.Ф.Солопова. Москва: ВЛАДОС, 1997

г. (с. 251 - 285).

5. История философии. Под редакцией В.М.Мапельмана, Е.М.Пенькова. Москва:

ПРИОР, 1997 г. (с. 11 - 255).

Время: 2 часа.

Аудитория: №

ВСТУПЛЕНИЕ.

В предыдущей лекции уже затрагивался ряд вопросов, относящихся к истории

философии.

Задача этой лекции:

- дать представление о ЛОГИКЕ развития мировой философской мысли, о тех

важнейших проблемах, которые ставились перед человеком и по-разному

решались в истории философии на протяжении почти 2,5 тысячелетий.

Актуальность темы определяется самой сущностью истории философии.

- Развитие и совершенствование мировоззрения будущего офицера

возможно лишь на путях всестороннего изучения истории философии, выражающей

всё духовное богатство человеческой мысли.

- Изучение истории философии является необходимым условием овладения

философией, развития способности теоретико-диалектического мышления.

- Изучение истории философии формирует у курсантов интерес к

науке, к актуальным её проблемам, в целом интеллект человека.

- В истории философии, как ни в одной науке, наблюдается

преемственность, критическая переработка, взаимосвязь идей и теорий прошлых

философских систем с настоящим. Эта связь осуществляется через философские

традиции. Одно поколение передаёт другому не только материальную культуру,

но и свои идеи, мысли, теории, а это надо знать.

- В современных условиях, когда объём необходимых для человека знаний

резко и быстро возрастает, невозможно делать главную ставку на усваивание

определённой суммы фактов. Важно развивать умение самостоятельно пополнять

свои знания, ориентироваться в стремительном потоке научной и общественно-

политической информации.

Переходим к рассмотрению логики развития мировой философской мысли.

ВОПРОС №1.

Предпосылки и условия зарождения философии.

Реальный процесс возникновения развития и смены философских идей изучает

особая наука - история философии.

История философии - это история самосознания человеческой культуры, т.е.

в конечном счете, сама мировая история, но не в эмпирическом, а в

сущностном, категориальном выражении.

Отражая историю человечества, в истории мировой философии ставились и

решались разные проблемы, которые по-разному и ставились и решались.

Философское наследие актуально и по сей день, имеет непреходящую

ценность.

Каковы исторические типы философии?

Это:

-Философия древнего мира, включающая в себя:

-Индийскую философию

-Китайскую философию

-Античную философию

-Философия средневековья

-Философия эпохи возрождения

-Философия нового времени 17 века

-Философия эпохи просвещения

-Европейская философия 19 века

-Современная философия 20 века.

Каждый из этих этапов философии отличался рядом особенностей:

* Античная философия - развивалась под влиянием,

-С одной стороны - мифологии,

-С другой - формирующейся в Древней Греции науки.

* Средневековая философия - развивалась в тесной взаимосвязи с

религиозной формой сознания, господствующей в тот исторический период.

* Философия эпохи Возрождения (15-16 в.в.) - развивалась под сильным

воздействием искусства. Именно тогда начинается новое прочтение античной

литературы; эстетический подход играет большую роль в формировании взглядов

гуманистов.

* Философия Нового времени (17 в.) - для неё характерна ориентация на

науку. Причём под наукой понимали экспериментально-математическое

естествознание, которое существенно отличалось от античной и средневековой

науки, ещё не знавших эксперимента.

* Философия эпохи Просвещения (18 в.) - основывается на критике религии,

теологии, её важной функцией явилась идейная подготовка французской

революции. Большое значение придаётся разуму как двигателю общественного

прогресса.

* Европейская философия 19 века - выступила в качестве «критической

совести культуры», а её ведущие представители не просто сумели проникнуть в

суть коренных интересов современников, но и встала на их защиту, включились

в борьбу за решение серьёзных исторических задач. Этот период

характеризуется тем, что мир начинает принимать форму индустриальной

цивилизации - в странах Европы идёт смена общественно-политического строя

(феодальные основы общества меняются на капиталистические).

* Философия 20 века - характеризуется новым этапом западноевропейской,

русской философии и связями с именами философов экзистенциалистов,

неофрейдистов, с идеями философии жизни, идеологии франкфуртской школы и

т.д. Новая эпоха с её ценностями и представлениями отразилась в философских

учениях.

По Гегелю философия есть «эпоха, отражённая в мышлении». При всём

своеобразии этапов философии в разные периоды в развитии мысли сохранялась

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ, что позволяет говорить о ЕДИНСТВЕ историко-философского

процесса.

Говоря о генезисе (греч. Genesis - происхождение, возникновение)

следует отметить, что философия формируется в тот период, когда традиционно

- мифологические представления становятся неспособными удовлетворить новые

мировоззренческие запросы.

Менялись социально-экономические условия, рушились старые формы связи

между людьми, они требовали от индивида выработки новой жизненной позиции.

Философия и была одним из ответов на это требование.

Что она предлагала человеку?

* Новый тип самоопределения: не через привычку, а через собственный

разум.

* Философ говорил ученику: не принимай всё на веру, думай сам. На место

обычая пришло образование.

ВЫВОД:

Таким образом:

- Философия отражает трагическое противостояние между традицией, и

новыми отношениями (формированием права и государства).

- Философия - именно такой тип мировоззрения, который во все времена

передавал в теоретической или художественной форме крзисность эпохи и

рождение новой культуры.

ВОПРОС №2.

Философия Древнего Мира и Средневековья.

1. Философия Древнего Мира.

Философию Древнего Мира разделяют на:

философию Древнего Востока

Античную философию.

1. Философия Древнего Востока представлена культурами Древнего Египта,

Вавилона, Индии и Китая.

А. Древний Египет и Вавилон.

Первые философские представления стали складываться в Древнем

Вавилоне и Древнем Египте, где рабовладельческие общества образовались

ещё в 4-3 тыс. до нашей эры и, стало быть, появилась возможность

некоторым людям заниматься умственным трудом.

Зарождение философской мысли протекало неоднородно, под воздействием

двух мощных процессов:

- с одной стороны – космогонической мифологии

- с другой – научных знаний.

Это отразилось на её характере.

Черты:

1. Философская мысль включала в себя представления о материальной

первооснове мира. В качестве таковой выступала вода - источник всех

живых существ.

Часто упоминался в древнеегипетских памятниках воздух, заполняющий

пространство и «пребывающий во всех вещах».

2. «Теогония» и «космогония» Древнего Египта.

Большая роль отводилась светилам, планетам и звёздам. Они играли роль не

только для исчисления времени и для предсказаний, но и как творящие мир

и постоянно действующие на него (мир) силы.

3. Зарождение в философии скептицизма в отношении религиозной

мифологии.

Письменные памятники:

-«Книга мёртвых» - самая древняя книга в мире.

-«Диалог господина и раба о смысле жизни»

-«Песня арфиста»

-«Беседа разочарованного со своим духом».

ВЫВОД:

Философская мысль здесь (Египет, Вавилон) ещё не достигла уровня

характерного для более развитых стран того времени. Тем не менее,

воззрения египтян оказали существенное влияние на последующее развитие

науки и философской мысли.

Б. Древняя Индия:

В Индии философия возникла (как свидетельствуют памятники

индийской философской культуры) во 2 - начале 1 тыс. до нашей эры, когда

вторжение Ариев (скотоводческих племён) с северо-запада, покорение ими

населения страны, разложение первобытнообщинного строя, привели к

появлению в Древней Индии классового общества и государства.

1-й этап - Ведический:

Первым памятником мысли древних индийцев Веды (в переводе с санскрита

означает «знание»), которые сыграли определяющую роль в развитии духовной

культуры древнеиндийского общества, включая и развитие философии.

Создавались Веды, очевидно, с 1500 по 600 г. г. до нашей эры, они

представляют собой обширный свод религиозных гимнов, заговоров, поучений,

наблюдений над природными циклами, «наивные» представления о происхождении

- творении мироздания.

Веды делятся на 4 части:

-самхиты - религиозные гимны, «священное писание»;

-брахманы - сборник ритуальных текстов;

-арамьяки - книги лесных отшельников (с правилами их поведения);

-упанишады (сиденье у ног учителя) - философские комментарии к

Ведам.

2-й этап - Эпический (600 г. до нашей эры - 200 г. до нашей эры):

В это время создаются два великих эпоса индийской культуры - поэмы

«Рамаяна» и «Махабхарата».

* Появляются философские школы, поскольку для древнеиндийской философии

характерно развитие в рамках определённых систем или школ.

Эти школы делятся на две большие группы:

1 группа: Ортодоксальные - признающие авторитет Вед.

1. Санкхья - 6 век до нашей эры

2. Ванжеишка - 6 - 5 века до нашей эры

3. Миманса - 5 век до нашей эры

4. Веданты - 4-2 века до нашей эры

5. Ньяя - 3 век до нашей эры

6. Йога - 2 век до нашей эры

2 группа: Неортодоксальные (не признающие авторитет Вед).

1. Джайнизм - 4 век до нашей эры

2. Буддуизм 7-6 века до нашей эры

3. Чарвака - Локаята.

3-й этап - Написание сутр (3 век нашей эры - 7 век нашей эры):

Происходит систематизация и обобщение накопленного философского

материала.

Общие черты философских школ Древней Индии:

1. Окружающий мир и личность тесно связаны. Вл. Соловьёв (русский

философ): «Всё есть одно - это было первое слово философии, и этим

словом впервые возвещалось человечеству его свобода и братское

единение... Всё есть видоизменение единой сущности».

2. Философия Древней Индии направлена внутрь человека. Высшая цель жизни -

освобождение от страданий мира и достижение состояния просветления, и

блаженства - Нирваны.

3. Жизненные принципы - аскеза, самоанализ, самоуглубление, недеяние.

Т.е. философия выступает не только как теория, а ещё как образ жизни,

руководства жизнью.

4. Философия носит абстрактный характер, решает проблемы первопричины,

абсолюта, размышляет над тем, что владеет душами.

5. Учение о перерождении- бесконечная цепь перерождений, вечный круговорот

жизни и смерти. Закон космического порядка и целесообразности заставляет

неживую материю стремиться к преобразованию в живую, живую - в

сознающую, разумную, а разумную к духовному, нравственному совершенству.

6. Учение о Карме - сумме злых и добрых дел каждого человека. Карма

определяет форму очередного перерождения.

Т.О. Индийская философия явилась огромным прыжком человеческого духа от

полной зависимости от материального мира к его свободе.

В. Древний Китай.

Китай - страна древней истории, культуры, философии. В середине 2-го

тысячелетия до нашей эры в государстве Шань - Инь (18-12 века до нашей эры)

возникает рабовладельческий уклад хозяйства.

В 12 веке до нашей эры в результате войны государство Шань - Инь было

уничтожено племенем Чжоу, которое создало свою династию.

В 221 г. До нашей эры Китай объединился в могучую империю Цинь и начался

новый этап развития государства и философии.

Философия Китая решает ряд общечеловеческих проблем:

3. осознание природы, общества, человека

4. взаимосвязь человека и природы.

Основные философские школы в Древнем Китае:

1. Натурфилософы (сторонники учения об Инь и Янь) развивали учение о

противоположных началах (мужских и женских, тёмное и светлое, восход и

заход). Найти гармонию, согласие между началами - вот одна из задач

тогдашней философии.

2. Конфуцианство (Конфуций 551-479 г.г. до нашей эры - виднейший мыслитель

и политический деятель, основатель школы конфуцианства):

* В основе взглядов Конфуция лежало традиционное религиозное

представление о Небе. Это великое начало, верховное божество, которое

диктует свою волю человеку. Небо - всеобщий прародитель и великий

управитель: рождает на свет человеческий род и даёт ему жизненные

правила.

* Идеализация древности, культ предков, восполнение норм СЯО -

сыновья почтительность и забота о родителях.

* Каждый человек должен соответствовать своему назначению и быть

послушным (в соответствии с субординацией)

3. Даосизм - учение о великом Дао (о пути вещей).

Основатель Лао-Цзы (6 - 5 в.в. до нашей эры).

Главная идея:

* жизнь природы и людей не управляется «волей неба», а протекает по

определённому пути - Дао.

Дао - естественный закон самих вещей, который вместе с субстанцией Цы

(воздух, эфир) составляет основу мира.

*В мире всё находится в движении и изменении, всё постоянно меняется, как

бы ни шло это развитие, справедливость восторжествует. Таков закон.

Человек не должен вмешиваться в естественный ход вещей, т.е. смысл жизни

- в следовании естественности и бездеятельности (недеянии). Окружающее

общество - пагубно для человека. Нужно стремиться от окружающего нас

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Рекомендуем

Опрос

Какой формат работ для вас удобней?

doc
pdf
djvu
fb2
chm
txt
другой


Результаты опроса
Все опросы