Меню

Теги для нашей библиотеки:

Рефераты бесплатно, доклады, курсовые работы, рефераты бесплатно, реферат, рефераты, рефераты скачать, Рефераты бесплатно, большая бибилиотека рефератов, и многое другое.


  Информатизация общества: социально-философский аспект

Информатизация общества: социально-философский аспект

Оглавление

Введение 3

1. Развитие информационного общества 4

2. Семантические основы информации 6

2.1 Информология - общая теория информации 6

2.2 Формализация знаний: методы и приемы. Их эффективность, сравнительный

анализ [1] 7

2.3. Проблематика искусственного интеллекта. 11

3. Социальные коммуникации: история, современность, перспективы 11

3.1.Ресурсная и социокультурная концепции информационной среды как

пространства социальных коммуникаций 11

3.2. Информационный обмен в обществе и его эволюция 11

4. Информационные ресурсы общества 15

4.1.Информационный кризис начала 70-х годов ХХ века: предпосылки,

содержание, симптомы в социальной практике, последствия 15

4.2. Информационный ресурс общества - определение понятия 16

4.3. Знания как национальное богатство. Проблема “утечки мозгов” из России

16

4.4. Основными проблемами исследований в области ИР общества являются: 16

4.5. Формы материализации информационных ресурсов общества 17

4.6. Проблема “электронизации” информационных фондов России 17

4.7. Автоматизированные информационные ресурсы России 17

5. Информатизация общества: социальные условия, предпосылки и последствия

18

5.1. Технический аспект социальных условий и предпосылок информатизации

19

5.2. Экономические условия и предпосылки информатизации 20

5.3. Политические условия и предпосылки информатизации 20

5.4. Исходные условия и альтернативные варианты развития процесса

информатизации в России 20

5.5. Условия и предпосылки информатизации в социальной сфере 20

5.6. Социальная структура общества с информационной точки зрения 21

5.8. Социальные последствия информатизации 22

6.Формирование информационной среды общества 23

7. Информационный образ жизни: общество и личность в условиях

информатизации 25

7.1. Учет физического начала. Проблемы адаптации людей с ограниченными

физическими возможностями в современной информационной среде 25

7.2. Определение предельно допустимых нагрузок на психику 25

7.3. Варианты социализации различных социальных групп 26

7.4. Информационный образ жизни 27

8. Постиндустриальное, информационное общество: социальная структура и

специфика трудовой деятельности 28

8.1. Тенденции в изменении параметров, соотношения и типов взаимосвязи

социальных групп при переходе к постиндустриальному, информационному

обществу 28

8.2. Рассмотрим прогнозируемый учеными характер изменений социальной

структуры под влиянием информатизации по указанным выше направлениям: 28

8.3. Автономия личности 29

8.4. Основные стимулы трудовой деятельности в индустриальном,

постиндустриальном и информационном обществе 29

8.5. Специфика трудовой деятельности в постиндустриальном, информационном

обществе 30

8.6. Проблема предотвращения формирования общества потребления 30

Библиографический список 32

Введение

К обмену новостями или информацией люди стремились во все времена,

даже в доисторические. Общение между людьми начиналось с отдельных звуков,

жестов, мимики, затем посредством криков люди передавали информацию на

расстояние. В Персии в VI веке до н.э. рабы стояли на высоких башнях и

звучными голосами, криками передавали сообщения от одного к другому. В

боевых условиях приказы передавались по цепочке, состоящей из воинов, на

расстоянии передавались условными знаками сообщения. В Древнем Китае

пользовались гонгами, а аборигены Африки и Америки пользовались деревянными

барабанами-тамтамами, ударяя по ним то быстрее, то медленнее, то с разной

силой, комбинируя звуки, можно было передавать известия с достаточной

быстротой и на значительные расстояния.

Звуковая сигнализация сохранялась многие столетия. Благодаря

"барабанному телеграфу" сведения о продвижении неприятельских войск

распространялись на значительные расстояния и опережали официальные

донесения курьеров. Средством звуковой сигнализации были также рожки,

трубы, колокола, а после изобретения пороха - выстрелы из ружей и пушек.

Колокольный звон на Руси возвещал о пожаре, о торжествах и печали.

По мере развития человеческого общества звуковую сигнализацию

постепенно оттесняла более совершенная - световая. Исторически первым

средством световой сигнализации были костры. Костры служили сигналом

древним грекам, римлянам, карфагенам и русским казакам в крестьянской войне

1670 - 1671 г. К огневой сигнализации по ночам или к дымовой - днём из

сырой травы или сырых веток широко прибегали на южных границах России

сторожевые посты казаков. При появлении неприятеля в Запорожской Сечи

пользовались цепочкой костров, сооружённых на возвышенных местах, возвещая

о грозящей опасности. Летопись световой сигнализации была бы неполной без

упоминания о том, что жителя архипелага, отделённого Магелановым проливом

от южной оконечности Южно-американского материка, также пользовались

сторожевыми кострами, что дало основание английскому мореплавателю Джеймсу

Куку присвоить архипелагу название "Огненной Земли".

Язык костров и зеркал был хотя и быстр, но очень беден. Костры несли

мало информации; дополнительно посылались гонцы с необходимыми подробными

сообщениями. Способ "факельного телеграфа", основанного на сообщениях,

передаваемых факелами в промежутках между зубцами стен, что соответствовало

определённой букве кода, также не нашло применения на практике.

Французским механиком Клодом Шаппом был изобретён оптический, или

семафорный, телеграф. Передача информации происходила с помощью вращения

перекладины вокруг своей оси, прикрепленной к металлическому шесту на крыше

башни. Русский механик-самоучка Иван Кулибин изобрёл систему семафорного

телеграфа, которую он назвал "дальновещающей машиной", с оригинальным

сигнальным алфавитом и слоговым кодом. Изобретение Кулибина было забыто

царским правительством и в России пользовались изобретением французского

инженера Шаппа.

Открытие магнитных и электрических явлений привело к повышению

технических предпосылок создания устройств передачи информации на

расстояние. С помощью металлических проводов, передатчика и приёмника можно

было проводить электрическую связь на значительное расстояние.

Стремительное развитие электрического телеграфа требовало конструирования

проводников электрического тока. Испанский врач Сальва в 1795 году изобрёл

первый кабель, который представлял из себя пучок скрученных изолированных

проводов.

Решающее слово в эстафете многолетних поисков быстродействующего

средства связи суждено было сказать замечательному русскому учёному П.Л.

Шиллингу. В 1828 году был испытан прообраз будущего электромагнитного

телеграфа. Шиллинг был первым, кто начал практически решать проблему

создания кабельных изделий для подземной прокладки, способных передавать

электрический ток на расстояние. Как Шиллинг, так и русский физик,

электротехник Якоби пришли к выводу о бесперспективности подземных кабелей

и о целесообразности воздушных проводящих линий. В истории

электротелеграфии самым популярным американцем был Сэмюэл Морзе. Он изобрёл

телеграфный аппарат и азбуку к нему, позволяющие с помощью нажатия на ключ

передавать информацию на дальние расстояния. Благодаря простоте и

компактности устройства, удобству манипуляций при передаче и приёме и,

главное, быстродействию телеграф Морзе в течение полустолетия был наиболее

распространённой системой телеграфа, применявшейся во многих странах.

Передача на расстояние неподвижных изображений осуществил в 1855 году

итальянский физик Дж. Казелли. Сконструированный им аппарат мог передавать

изображение текста, предварительно нанесённого на фольгу. С открытием

электромагнитных волн Максвелом и экспериментальным установлением их

существования Герцем началась эпоха развития радио. Русский учёный Попов

сумел впервые передать по радиосвязи сообщение в 1895 году. В 1911 г.

русский учёный Розинг осуществил первую в мировой практике телевизионную

передачу. Суть эксперимента состояла в том, что изображение

преобразовывалось в электрические сигналы, которые с помощью

электромагнитных волн переносились на расстояние, а принятые сигналы

преобразовывались обратно в изображение. Регулярные телевизионные передачи

начались в середине тридцатых годов нашего века.

Долгие годы упорных поисков, открытий и разочарований было потрачено

на создание и конструирование кабельных сетей. Скорость распространения

тока по жилам кабеля зависит от частоты тока, от электрических свойств

кабеля, т.е. от электрического сопротивления и ёмкости. По истине

триумфальным шедевром прошлого века была трансатлантическая прокладка

проводного кабеля между Ирландией и Ньюфаундлендом, производимая пятью

экспедициями.

1. Развитие информационного общества

Человечество неотвратимо вступает в информационную эпоху. Вес

информационной экономики постоянно возрастает, и ее доля выраженная в

суммарном рабочем времени, для экономически развитых стран уже сегодня

составляет 40-60% и ожидается, что к концу века она возрастет еще на 10-

15%.

Одним из критериев перехода общества к постиндустриальной и далее к

информационной стадии развития может служить процент населения, занятого в

сфере услуг:

- если в обществе более 50% населения занято в сфере услуг, наступила

постиндустриальная фаза его развития;

- если в обществе более 50% населения занято в сфере информационных

услуг, общество стало информационным.

В ряде публикаций отмечается, что США вступили в постиндустриальный

период своего развития в 1956 году (штат Калифорния преодолел этот рубеж

еще в 1910 году), а информационным обществом США стали в 1974 году.

Признавая несомненность достижений США и других стран в области

информатизации, необходимо понимать, что определенная доля

“информационности” этих стран создана за счет выноса ряда материальных,

нередко экологически вредных, производств в другие страны мира, за счет так

называемого “экологического колониализма”.

Закон экспоненциального роста объема знаний.

По подсчетам науковедов, с начала нашей эры для удвоения знаний

потребовалось 1750 лет, второе удвоение произошло в 1900 году, а третье - к

1950 году, т.е. уже за 50 лет, при росте объема информации за эти полвека в

8-10 раз [1]. Причем эта тенденция все более усиливается, так как объем

знаний в мире к концу ХХ века возрастет вдвое, а объем информации

увеличится более, чем в 30 раз. Это явление, получившее название

“информационный взрыв”, указывается среди симптомов, свидетельствующих о

начале века информации и включающих:

- быстрое сокращение времени удвоения объема накопленных научных

знаний;

- превышение материальными затратами на хранение, передачу и

переработку информации аналогичных расходов на энергетику;

- возможность впервые реально наблюдать человечество из космоса

(уровни радиоизлучения Солнца и Земли на отдельных участках радиодиапазона

сблизились) [2].

Эволюция социальных систем (диаграмма Порэта) [3].

Занятость

в ведущей отрасли

50% 1

2 3 4

...

время

1- материальном производстве (индустриальное общество),

2- сфере услуг (постиндустриальное общество),

3- сфере информационных услуг (информационное общество),

4- сфере интеллектуальной деятельности (ноосферное общество).

Концепция постиндустриального общества как общесоциологическая теория

развития достаточно глубоко разработана западными исследователями:

Д.Беллом, Дж.Гелбрейтом, Дж.Мартином, И.Масудой, Ф.Полаком, О.Тоффлером,

Ж.Фурастье и др. Именно Ж.Фурастье определил постиндустриальное общество

как “цивилизацию услуг”.

Отечественная наука обратилась к данной проблематике значительно

позже. Это было связано с идеологией, в частности с тем, что в терминах

”постиндустриальное”, “информационное” видели альтернативу формационным

терминам - “социалистическое”, ”коммунистическое” общество. Понятие

информационного общества нельзя считать рядоположенным с различными типами

формаций, оно является лишь наиболее оптимальным способом развития любой из

них.

Среди отечественных ученых, внесших значительный вклад в развитие

этого направления, необходимо отметить В.М.Глушкова, Н.Н.Моисеева,

А.И.Ракитова, А.В.Соколова , А.Д.Урсула и др. В настоящее время активно

работают в этом направлении Артамонов Г.Т, Колин К.К. и др.

Как же может быть определен сам термин “информатизация”? От ответа на

этот вопрос существенным образом зависят подходы к анализу реального

состояния и перспектив развития процессов информатизации общества.

Наиболее полным представляется взгляд на информатизацию как “системно-

деятельностный процесс овладения информацией как ресурсом управления и

развития с помощью средств информатики с целью создания информационного

общества и на этой основе - дальнейшего продолжения прогресса цивилизации”.

По мнению ряда авторов, процесс информатизации включает в себя три

взаимосвязанных процесса:

- медиатизацию[1] - процесс совершенствования средств сбора, хранения

и распространения информации;

- компьютеризацию - процесс совершенствования средств поиска и

обработки информации, а также

- интеллектуализацию - процесс развития способности восприятия и

порождения информации, т.е. повышения интеллектуального потенциала

общества, включая использование средств искусственного интеллекта.

Специалистами отмечается [4], что , к сожалению, социальная

информатизация часто понимается как развитие информационно-коммуникативных

процессов в обществе на базе новейшей компьютерной и телекоммуникационной

техники. Информатизацию общества в принципе надо трактовать как развитие ,

качественное совершенствование, радикальное усиление с помощью современных

информационно-технологических средств когнитивных[2] социальных структур и

процессов. Информатизация должна быть “слита” с процессами социальной

интеллектуализации, существенно повышающей творческий потенциал личности и

ее информационной среды.

При обсуждении в конце 80-х гг. концепции информатизации страны

учеными и специалистами выделялась главная мысль - дело не столько в

концепции информатизации, сколько в концепции развития общества, всех его

структур, что информатизация - спутник демократизации и невозможна без нее.

Идущий во всем мире процесс становления и развития информационного

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Рекомендуем

Опрос

Какой формат работ для вас удобней?

doc
pdf
djvu
fb2
chm
txt
другой


Результаты опроса
Все опросы