Меню

Теги для нашей библиотеки:

Рефераты бесплатно, доклады, курсовые работы, рефераты бесплатно, реферат, рефераты, рефераты скачать, Рефераты бесплатно, большая бибилиотека рефератов, и многое другое.


  Гуманистическая антропология Эриха Фромма

Гуманистическая антропология Эриха Фромма

САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ

РЕФЕРАТ

на тему:

«Гуманистическая

антропология

Эриха Фромма»

Выполнен соискателем кафедры фармакологии

Кант Е.В.

Самара — 2002 г.

План

I. Введение. Преемственность и значение философии Э.Фромма в масштабах

мировой философской мысли.

II. Краткая биография философа.

III. Неофрейдизм как новое слово в психоанализе.

IV. Философская концепция Э.Фромма: основные позиции, критика и

переосмысление источников, открытия.

1). Э.Фромм - реформатор психоанализа;

2). Социалистическая концепция Э.Фромма;

3). Индивид в определенной ситуации как исходный пункт

философского раз мышления Э.Фромма;

4). Концепция разрушительного в человеке, феномен исторической

дегуманизации;

5). Человек как реализация продуктивного начала и мерило истории.

V. «Радикальный гуманизм» Э.Фромма и его значение для современников.

[pic]

Эрих Фромм (1900(1980)

[pic]

Главная жизненная задача

человека — дать жизнь

самому себе, стать тем,

чем он потенциально является.

Самый значимый плод

его деятельности — это

собственная личность.

Эрих Фромм

I. Введение

Эрих Фромм (Fromm) (1900-1980) немецко-американский философ, психолог

и социолог, один из ведущих представителей неофрейдизма. Пытался соединить

Фрейда с Марксом и экзистенциализмом. С абстрактно-гуманистических позиций

критиковал капитализм, выдвигал утопический проект создания "здорового

общества" на основе психоаналитической "социальной и индивидуальной

терапии".

Так скупо лаконична энциклопедическая статья в описании жизни и

философии человека, который заслуженно занял свое место среди виднейших

мыслителей XX столетия. Его коллегами и, отчасти, единомышленниками в

философском приятии (неприятии ?) мира можно смело считать Достоевского,

когда речь идет о Личности, Толстого и раннего Маркса во взгляде на

проблему гуманного общества, Фрейда, Юнга и Сартра в тонком, почти

мистическом рационализме подхода к природе сознания и творческой жизни

человека. Идеи его, нашедшие воплощение во множестве произведений,

использовал в ходе своего развития не только психоанализ, но и другие

философские течения, в том числе экзистенциализм, персонализм,

герменевтика, социобиология. Значителен его вклад в развитие современной

этики и политической философии. Философская мысль Э.Фромма стала импульсом

к развитию гуманистического мышления нашего века.

Целью этой обзорной работы была попытка глубже проникнуть в духовный

мир философа, в суть его взгляда на проблему Человека, показать

актуальность и недостаточную степень востребованности его трудов для

обитателей современного рационального и жестокого мира. В некоторой мере

она является и данью уважения благодарного почитателя.

II. Краткая биография философа

Эрих Фромм родился 23 марта 1900 года во Франкфурте-на-Майне, в

еврейской семье. Прадед и дед его предки были раввинами, отец занимался

торговлей, мать происходила из семьи эммигрантов из России. Фромм получил

прекрасное образование в гимназии, а затем в лучших университетах Германии.

Он окончил Гейдельбергский университет, в 1922 году получил степень доктора

философии. После этого увлекся психоанализом, получил психоаналитическое

образование в Мюнхенском университете, а затем – в Берлинском Институте

психоанализа (1923-1924). После чего несколько лет был практикующим

психоаналитиком, не оставляя занятий наукой.

. В случае Фромма как раз интересно и показательно то, что он не

медик. Большинство психоаналитиков имеет медицинское образование (то есть

в основе своей естественнонаучное), а у Фромма образование гуманитарное (в

Гейдельберге он изучал, помимо философии, еще и психологию и социологию).

Возможно, именно это явилось причиной создания Фроммом столь яркого и

своеобразного варианта фрейдо-марксизма, создания им не частной

психотерапевтической доктрины, а социальной философии и более того –

политизированной социальной философии. Было бы у него медицинское

образование, подозреваю, Фромма элементарно бы снесло в увлечение чистой

клиникой, то есть он занимался бы исключительно лечением пациентов.

К концу 20-х у него медленно, но верно стало нарастать недоверие к теории

Фрёйда (видимо, как раз сказывалось хорошее гуманитарное образование).

Кончилось это тем, что Фромм в 1929 году пришёл во Франкфуртский институт

социальных исследований (известный как Франкфуртская школа). Франкфуртская

школа оказала на взгляды Фромма огромное воздействие. Все увлечение Фромма

Марксом исходит из периода работы во Франкфуртской школе. Фромм руководил в

институте отделом социальной психологии, которым был проведен

социологический анализ неосознанных мотивов поведения в малых и больших

группах в среде немецких рабочих и интеллигенции. Накануне прихода к власти

фашистов, эти исследования выявили готовность германского общества

подчиниться диктаторскому режиму, по поводу которого у представителей

франкфуртской школы не было ни иллюзий, ни симпатий.

Во Франкфуртской школе он непосредственно работал до 1932 года, в 1933

году, после прихода фашистов к власти, Фромм, как и все «франкфуртцы»,

эмигрировал, приехал в США и работал в различных учреждениях уже как

психоаналитик, или профессор психиатрии, или преподаватель

психоанализа…институт психиатрии им. У.Уайта, Колумбийский и Йельский

университет.

Известность к Фромму пришла достаточно рано (во всяком случае, для

человека, недавно приехавшего в США) – в 1941 году, когда он написал книгу

«Бегство от свободы».

В Америке Фромм вел большую преподавательскую работу. С 1946 г. занимался

научной деятельностью во вновь созданном Вашингтонском институте

психологии, психиатрии и психоанализа. В 1947 г. вышла в свет книга Фромма

"Человек для себя". В 1949 г., когда франкфуртцы возвращались на родину,

Фромма с ними не было. Он остался в Америке. С 1951 по 1969 г. он жил в

Мексике, где, освоив испанский язык, занимался преподавательской и научной

деятельностью, возглавив Институт психоанализа при Национальном

университете в Мехико.

В 1961 году Фромм выпустил свою знаменитую книгу «Концепция человека у

Маркса». Появление книги было связано с тем, что Фромм незадолго до того

вступил в Социалистическую партию США. Руководство партии предложенную

Фроммом программу отвергло, после чего Фромм из партии вышел…

С 1969 и до своего ухода из жизни в 1980 году Фромм с женой живут в

Швейцарии. Он выступает с лекциями, участвует в общественной жизни, пишет

книги. В самом солидном возрасте, вовсе не ощущая себя старым, Эрих Фромм

сохраняет ясность ума и живость восприятия, что является явным признаком

полноценной творческой жизни.

III. Неофрейдизм как новое слово в психоанализе

Неофрейдизм, который Э.Фромм представляет наряду с К.Хорни, Х.С.

Салливаном и др., является одним из интересных направлений современной

американской философии и психологии, возникшим в конце 30х гг. в процессе

соединения психоанализа с американскими социологическими и этнографическими

теориями. Перенося центр тяжести с внутрипсихических процессов на

межличностные отношения, неофрейдизм истолковывает психические нормы как

приспособление личности к социальной среде (учение о защитных формах

поведения в духе бихевиоризма и др. ). Неофрейдизм редуцирует психоанализ,

отклоняя учение З.Фрейда о либидо и сублимации, видя в бессознательном

связующее звено между социальными и психическими структурами. Отличительной

чертой неофрейдизма является "социологизация" психологии и, наоборот,

психологизация самих социальных явлений.

В центре внимания лично Э.Фромма противоречивость человеческого

существования, взятая не в качестве субъективно-личностной деятельности, а

как онтологический факт. Философ различает следующие дихотомии:

патриархальный и матриархальный принципы организации жизни людей,

авторитарное и гуманистическое сознание, эксплуататорский и рецептивный

(послушный) типы характера, обладание и бытие как два способа

жизнедеятельности индивида, экзистенциальное и историческое существование

человека, негативная "свобода от" и позитивная "свобода для" в процессе

развития личности. Он исходит из того, что личностные и онтологические

основания человеческого существования, с одной стороны, как бы дополняют

друг друга, создавая одновременно уникальность и всеобщность человеческого

бытия, а с другой противоречат друг другу в силу того, что уникальность и

всеобщность несовместимы. Разрабатывая учение, представляющее собой синтез

психоаналитических, экзистенциальных, философско-антропологических и

марксистских идей, Фромм стремится найти способы разрешения дихотомий

человеческого существования, ликвидации различных форм отчуждения чело

века, определить пути оздоровления западной цивилизации, показать

перспективы свободного и творческого развития личности. Отвергнув биологизм

Фрейда, он пересматривает символику бессознательного, смещая акцент с

подавленной сексуальности на конфликтные ситуации, обусловленные

социокультурными причинами, вводит понятие "социального характера" как

связующего звена между психикой индивида и социальной структурой общества,

изучает основные тенденции развития западной культуры с ее потребительскими

ценностями, деперсонализацией, дегуманизацией социального характера,

отчуждением. Устранение исторических противоречий, зависящих от социальных

условий жизни людей, соотносится им с построением общества, основанного на

принципах гуманистической этики, активизации индивида посредством методов

гуманистического управления, распространения психодуховных ориентаций,

являющихся эквивалентом религиозных систем прошлого. Частичное разрешение

экзистенциальных дихотомий Фромм связывает с раскрепощением внутренних

способностей человека к любви, вере и размышлению. В конечном счете,

осознание человеком не подлинности своего существования в обществе

тотального отчуждения, реализация им своей сущности и обретение "самости"

вместо "мнимого Я", возрождение жизнеутверждающего мировоззрения и

внутреннее моральное обновление, восстановление гармонии между индивидом и

природой, личностью и обществом все это возможно на основе использования

"гуманистического психоанализа", предлагаемого Фроммом в качестве социально

приемлемого средства освобождения людей от иллюзий их бытия. Подлинной

ценностью человека Фромм считает способность к любви, ибо любовь, в его

понимании, служит критерием бытия и дает ответ на проблему человеческого

существования. В процессе овладения искусством любви происходит изменение

структуры характера человека, в результате чего уважение к жизни, чувство

идентичности, потребности в привязанности к миру, в заинтересованности в

единении с ним, по Фромму, становятся превалирующими, тем самым,

способствуя переходу от эгоизма к альтруизму, от обладания к бытию, от

"кибернетической религии" к новому, гуманистическому духу,

характеризующемуся нетеистической, неинституциональной религиозностью.

Фромм, безусловно, энциклопедичен и разносторонен. Он обращается к

различным культурам, к мифологии и религиозным текстам, к восточной религии

и мировой философии. Он стремится переосмыслить исходные установки

философии, этики, психологии, культурологии. При этом он никогда не

утрачивает своей собственной темы, присущего ему типа рефлексии. Постоянно

возвращаясь к идеям, выраженным в его первых работах, Фромм в течение

долгой плодотворной жизни обогащал их.

Итак, рассмотрим подробней положения философской концепции Э.Фромма,

пытаясь понять, что же привлекает к его работам столь большое внимание, как

специалистов, так и простого читателя, и в чем же, собственно, его личный

вклад в философию.

IV Философская концепция Э.Фромма: основные позиции, критика и

переосмысление источников, открытия.

1). Э.Фромм - реформатор психоанализа.

Прежде всего, он выступал как реформатор психоанализа. Фромм

проницательный и глубокий психолог, сумевший раскрыть истоки человеческих

страстей, мотивы человеческого поведения. Он придал психоанализу

историческое измерение. Анализируя возможности раскрепощения человека,

Фромм проявил богатейшее социологическое воображение. Тончайшие механизмы

психики он исследовал на фоне многомерного социально-исторического

контекста.

Фромм писал: " Я никогда не соглашался с тем, что меня причислили к

новой "школе" психоанализа, как бы ее ни называли "культурной школой" или

"неофрейдизмом". Я убежден, что эти школы дали ценные результаты, однако

некоторые из них отодвинули на задний план многие открытия Фрейда. Я

определенно не являюсь "ортодоксальным фрейдистом". Дело в том, что любая

теория, которая не изменялась в течение 60 лет, именно по этой причине не

является больше первоначальной теорией своего создателя; она, скорее,

окаменелое повторение прежнего и, как таковая, в действительности

превращается в установку. Свои основополагающие открытия Фрейд осуществил

во вполне определенной философской системе, системе механистического

материализма, последователями которой было большинство естествоиспытателей

начала нашего столетия. Я считаю, что необходимо дальнейшее развитие идей

Фрейда в другой философской системе, а именно в системе диалектического

гуманизма".

В чем проявилось реформаторство Фромма в психоанализе? Прежде всего,

в том, что, в отличие от Фрейда, философ считал человеческую природу

обусловленной главным образом исторически, не преуменьшая при этом роли

биологических факторов. Он отказался от установки Фрейда, будто проблема

человека может быть правильно сформулирована в терминах противопоставления

биологических и культурных факторов (работа последнего года жизни

"Greatness and limitations of Freud's Thought" N.Y., 1980).

Фрейд считал, что человек является закрытой системой, "вещью в себе".

По его мнению, природа наделила человека определенными биологически

Страницы: 1, 2, 3


Рекомендуем

Опрос

Какой формат работ для вас удобней?

doc
pdf
djvu
fb2
chm
txt
другой


Результаты опроса
Все опросы