Меню

Теги для нашей библиотеки:

Рефераты бесплатно, доклады, курсовые работы, рефераты бесплатно, реферат, рефераты, рефераты скачать, Рефераты бесплатно, большая бибилиотека рефератов, и многое другое.


  Дзен-буддизм

Дзен-буддизм

Дзэн-буддизм

Дзэн – буддизм-это образ жизни и взгляд на жизнь , который нельзя свести к

какой-либо формальной категории современной мысли. Это не религия и не

философия , не психология и не наука .

Это образец того ,что в Индии и Китае называют «путь освоения» и здесь дзэн-

буддизм родственен даосизму , веданте и йоге . Будучи формой буддизма одной

из систем Махаяны , учение дзэн делало акцент на методе , а не на доктрине

. Так по дзэн , истина – непознаваема с помощью рассудочной деятельности и

не выразима словом . Дзэн-буддизм отрицает «слово» как средство передачи

истины . Целый комплекс весьма своеобразных технических приёмов ,

призванных пробудить интуицию ( неожиданные прикосновения , щипки , толчки

, удары кулаком или палкой ) использовался в процессе коллективных бесед

учеников с наставником .

Главный приём , с помощью которого наставник добивался эффекта – ориентация

на шок , так называемая шоковая терапия .

«Путь освобождения» не поддаётся положительному определению. Его можно

описать лишь косвенно ,указав чем он не является , подобно тому ,как

скульптор раскрывает образ ,удаляя лишние куски мрамора или камня . В

историческом отношении Дзэн является результатом развития двух древних

культур : Китая и Индии и он носит скорее китайский ,чем индийский характер

.

С XII века Дзэн распространился в Японии и получил там поистине творческое

развитие .

Дзэн-буддизм – это ценнейший дар Азии миру.

Дзэн связал своё происхождение как с даосизмом так и с буддизмом и так как

он обладает ярко выраженной китайской спецификой , лучше начать или изучать

его китайские истоки и на примере даосизма показать что такое «путь

освобождения» .

Большинство затруднений и мистификаций , возникающих при изучении Дзэн

связано с незнанием китайского мышления . И следовательно основная задача

заключается в том чтобы найти и оценить различия в основных предпосылках

мысли и в самом методе мышления . Именно эти клише , совершенно непригодные

для таких явлений , как Даосизм и Дзэн , создают впечатление , что

«восточный склад ума» представляет собой нечто мистическое , иррациональное

и непостижимое . Но нельзя сказать , что эти чисто китайские и японские

материи не имеют ничего общего с нашей культурой .

Благодаря исследованию Р.Х.Блиса, которые он опубликовал в книге «Дзэн в

английской литературе» было показано , что основные прозрения Дзэн носят

универсальный характер.

Основной причиной , по которой Даосизм и Дзэн являются загадкой для

европейского ума – заключается в ограниченности представления европейцев о

человеческом познании .Европейцы считают знанием , лишь то , что Даос

назвал бы условным , минимальным ,конвенциальным знанием:

«Мы не чувствуем , что знаем нечто до тех пор , пока не можем определить

это в словах или в какой-нибудь традиционной знаковой системе , выражая их

в математических или музыкальных символах . И такое знание называется

конвенциальным , условным потому ,что оно является предметом общественного

соглашения (конвенции) – договорённости относительно средств общения .

По другому Дзэн называют Чань ( по японский) .

Признаки отличающие Дзэн(Чань)– буддизм от других направлений буддизма

трудно различимы .

Дзэн обладает вполне определённым и присущим только ему духом . Хотя само

слово Дзэн ( дхиана ) означает медитацию , другие школы буддизма придают

медитации больше значения .

Но характерной особенностью для Дзэн является то , что для Дзэн вовсе не

обязательны упражнения в форменной медитации .

Принцип Дзэн : « нечего больше сказать» – не оригинален также как и

убеждение в том , что истина невыразима словами . Это было в Мадхьямике и в

учении Лао-Цзы :

Знающие не говорят,

Говорящие не знают.

Дух Дзэн обладает определённой прямотой .

В других школах буддизма пробуждение (бодхи) представлялся чем-то далёким

, почти сверхчеловеческим , достижимым лишь после многих и многих

существований , полных терпеливого усилия .

В Дзэн же всегда присутствует такое ощущение , будто пробуждение – нечто

вполне естественное , почти осязаемое , и которое может произойти в любой

момент.

Если его трудно достичь , то лишь потому , что всё слишком просто . Та же

прямота характеризует и методы обучения Дзэн : он указывает истину прямо и

непосредственно , не отвлекаясь игрой в символы . Прямое указание ( чжи-чжи

) означает открытое выражение Дзэн с помощью несимволических действий или

слов . Многим они могут показаться странными , а порой бессмысленными . В

ответ на вопрос о природе буддизма учитель произносит какие-то пустые слова

о погоде , о явлениях или производит обыкновенное впечатление (действие) ,

внешне не связанное с философскими или духовными материями .

До середины династии Тан дзэн не достиг зрелости .

Ещё характерным признаком Дзэн является внезапное (мгновенное) пробуждение

(дунь-у) без какой-либо предварительной подготовки ,то следовательно

предпосылки этого принципа надо искать в Индии .

Ланкаватара Сутра :

«Существуют как постепенные и внезапные (югапат) достижения

просветления :

1. Очищение загрязнённых устоев или проекций ума

2. Внезапный переворот в глубинах сознания , при котором исчезает

дуалистический взгляд на мир (паравритти)

Тогда сознание уподобляется зеркалу , мгновенно отражающему любые

появляющиеся перед ним формы и образы .

По принципу Ваджрачхедика или Сутры Алмазного меча – «достигнуть побуждения

равно тому что ничего не достигнуть» .

То есть если нирвана действительно возможна только здесь и сейчас , так что

искать её – означает её потерять и следовательно постепенное приближение к

ней вряд ли уместно . Достичь её можно только сейчас непосредственно .

Возникновение Дзэн вполне естественно объясняется знакомством Даосов и

Конфуцианцев с основными принципами буддизма Махаяны .

И возникновение традиций , близких Дзэн , наблюдается почти сразу , как

только прославленные сутры Махаяны стали известны в Китае .

Вималакирти Сутры оказала значительное влияние на Дзэн Вималакирти ,

отвечающий «громовым молчанием» – является любимой темой художников - дзэн-

буддистов .

Основное значение этой сутры для Дзэн – состоит в том что совершенное

просветление не противоречит занятиям каждодневной жизни , что высшим

достижением человека является – «вступить в просветление , не истребив

омрачения (клеша)».

Такой взгляд импонировал и конфуцианскому и даосскому складу ума . В дзэн

придавалось особое значение выражению буддийского духа в формально светских

сферах во всех видах искусства , в ручном труде , в любви к миру природы .

Большую роль в развитии Дзэн сыграли две разработанные Шен-Чжао (384-414)

молодой монах , один из лучших учеников Кумараджива , который был

переписчиком конфуцианских и даосских текстов ), концепций : его взгляд на

время и перемены и идея о том , что «праджня» - это «знание» .

«Прошлое- находится в прошлом и не проистекает из настоящего . Настоящее –

находится в настоящем и не проистекает из прошлого ».

По Дзэн : каждый момент жизни «содержит сам себя и неподвижен» .

Дзэн-буддистская «естественность» расцветает лишь в том , кто расстался с

самоутверждением и самосознанием в любом виде . Но этот дух приходит и

уходит как ветер , и учредить его или удержать абсолютно невозможно .

К 845-му году Дзэн-буддизм стал расцветать , но популярность почти

неминуемо ведёт к снижению качества и превращаясь из неофициального

духовного движения в стабильный общественный институт , Дзэн подвергался

изменениям . Так , возникла необходимость в «стандартизации» его методов и

в создании средств , обеспечивающих воздействие учителя на большие массы

слушателей .

В этих новых условиях первой задачей стала проблема дисциплины .

Дзэн – суровая палочная дисциплина . Хотя Дзэн – и является эффективным

методом освобождения , он в основном занят дисциплинарным режимом , который

«закаляет характер» .

Дзэнский тип человека – прекрасен , насколько вообще могут быть прекрасными

типы .

Это человек уверенный в себе , с чувством юмора , опрятный и аккуратный

донельзя , деятельный без суетливости , и твёрдый как сталь , с тонким

эстетическим вкусом , в них нет жестокости и их «на лопатки» уложить

практически невозможно .

X-XI век – полоса процветания Дзэн , которая породила ощущение «утраты

духа» и это дало толчок тщательному изучению термина дух .

Дзэн не так жесток , чтоб подвергать человека принципу : «не ешь , так как

всё равно умрёшь» или «не чеши там , где чешется».

Дзэн против иллюзорности , в частности против погони за добром , которая не

влечёт за собой зло .

«Выбирать – абсурдно , ибо выбора нет».

На первый взгляд может показаться , что Дзэн как фатализм отрицает свободу

выбора , но это не фатализм , так как имеет место подчинение судьбе .

Так как подчинение судьбе подразумевает того , кто подчиняется ей , то тот

кто подчинился оказывается беспомощной игрушкой в руках ситуаций и

обстоятельств, а для Дзэн такая личность неприемлема.

Жизнь в Дзэн начинается с раздробления несуществующих целей : таких как -

нет хорошего без плохого ; удовлетворение «Я» представляющей собой лишь

идею ; забота о «завтра» , которое не наступает .

То есть это всё призраки –символы , которые только притворяются реальностью

.

Стремиться к ним – всё равно , что попытаться пройти сквозь стену , на

которой мелом нарисована дверь .

Дзэн начинается там , где уже не к чему стремиться , нечего приобретать .

Все трудности Дзэн состоят в повороте от абстрактного к конкретному , от

символики к истине , и поэтому Дзэн выработал метод «прямого указания»

именно для того , чтобы ткнуть монаха или простолюдина носом прямо в

реальное .

Хотя Дзэн не предписывает действиям никакой определённой направленности ,

так как не имеет цели , ни мотивов , он не колеблясь обращается к тому делу

, которое возникает перед ним как необходимое .

Сознание , функционирующее без затора , без колебаний между альтернативными

( мо-чжи-чу ) и в обучении Дзэн много места занимают упражнения , когда

ученика ставят перед диалемой (выбором) , которую он должен решить , не

застревая на обдумывании и выборе .

И при этом реакция на вопрос должна быть мгновенной , как искра за ударом

кремня или как звук после хлопка в ладоши .

В целом появление дзэн тесно связано с Махакашьяпой , который был одним из

учеников будды .

Если верить историческим хроникам то Хуэй-нэн является основоположником

дзэн и был шестым патриархом дзэн (638-713);первым патриархом был

Бадхидхарма .Линия развития дзэн может быть прослежена в буддийской

канонической литературе , нно лишь Хуэй-нэн выразил её в чисто китайской

мысли .

Окончательное оформление дзэн-буддизма происходит в период с VIII-IX веках

. В этот же период были разработаны правила поведения для монахов этого

течения .

По правилам Дзэн человек должен был заниматься повседневной работой в поле

, а в случае неподчинения человек был вынужден ложиться спать на голодный

желудок .Махалнисттские тексты – были ключом к овладению техникой дзэн .

Первейшими считаются Ваджрачхедика (Алмазная сутра) и Махапраджняпарашита-

хрдал - сутра (сердечная сутра) , следом идут Гуань-инь Цзын (Сутра об

Аволокитешваре) , Ланкаватара Сутра, Сурантама - Сутра , Вималакирти-

нирдеша , Юань-чю-Цзин (сутра о полном просветлении), Лю-цзю-тань-цзин

(Алтарная сутра 6-го порядка).

Дзэн-буддисты высмеивают любые логические аргументы учеников , их ссылки на

священные писания и авторитеты .

Дзэн открывает третий глаз – глаз мудрости .

Дзэн ничего не объясняет , не обобщает , не осуждает и единственной

характерной чертой является следствие за фактами , а не за логикой .

Эгоцентризм – это главная преграда на пути к просветлению , то есть

склонность человека оценивать факты с собственных позиций .

Задачи Дзэн вырисовываются прежде всего в дисциплинировании и реконструкции

характера .

Д.Судзуки отмечает , что сатори – это и есть дзэн .

Всего существует 8 важнейших черт сатори :

1. Иррациональность , необъяснимость , непередаваемость

2. Интуитивное проникновение в сущность природы

3. Авторитетность сатори , которое трудно опровергнуть , не испытав

этого состояния

4. Ощущение необычности состояния сатори

5. Саттори не относится к моральным ценностям

6. Невыраженность сатори в цвете , запахе , звуке , образе . Судзуки

отмечал , что сатори приходит в сером цвете , без запаха и в крайне

непривлекательной обстановке.

7. При этом испытывается чувство восторга , как результат

самоудовлетворения , при реализации чего-то неосознанного ,

подсознательного

8. Краткость , внезапность , мгновенность сатори

В результате логики человек искажает истинную картину бытия , а истинность

бытия проявляется в единстве субъекта и объекта , в восприятии компонентов

бытия без искажения их форм .

Основные краткие диалоги дзэн написаны в коанах .

С точки зрения дзэн , любой вопрос является абсурдным , так как тот ,

который спрашивает , искажает факт , извлекая его из единства бытия .

Ответ наставника столь же абсурден и появляется такое ощущение , что он

отвечает невпопад .

Всего существует 1700 коанов .

По Судзуки противником дзэн является интеллект , стремящийся отделить

субъект от объекта .

Чтобы появилось сознание дзэн , необходимо нарушить стремление интеллекта

анализировать .

Одним из толкователей дзэн был Цзын-ми , который был пятой главой школы

Хуань (*Аватамсака*) (780-841) ; он опирался на наследие древних выдающихся

мыслителей этого направления , в том числе Ду-шуня , Фа-цзана , Чжэнь-гуаня

.

Он рассмотрел 3 учения дзэн:

. Первое учение

Учение о совершенствовании сознания и устранения иллюзий. Он говорит , что

все должны знать ,что заслуги и добродетели простолюдинов и мудрецов

различны и внешние объекты ( вишая , цзин) и внутреннее сознание ( читта ,

синь) разделены между собой и ограждены друг от друга .

Следовательно надо поворачиваться спиной к объектам и созерцать своё

сознание , приостанавливать и и уничтожать свои иллюзии .

Когда мысли больше не возникают , наступает просветление , в котором нет

ничего не познанного .

Эта практика подобно зеркалу на которой есть пыль .

При очищении поверхности зеркала от пыли , поверхность зеркала очищается и

не будет ничего , чего бы оно не отразило .

Второе учение

Учение полного отрицания и отсутствие опоры в сознании .

Это учение гласит , что все ничего не имеют в качестве своего основания .

Они изначально пусты и успокоены , а такое отсутствие субстанциональности

дхарм – вечно .

Но и мудрость , познавшая отсутствие также не может быть приобретена .

Всякое действие является заблуждением ,а всякая истина является иллюзией .

Таким образом нужно постигнуть изначальное отсутствие вещей (бэнь лай у –ши

) , сознанию будет не на что опереться в ментальном конструировании и оно

тем самым избежит возникновения ложных представлений .

Это изначально и называлось освобождением .

Третье учение

Учение о непосредственном проявлении сознания и исторической природы .

Оно гласит , что всё множество дхарм , реальны они или пусты , есть не что

иное как истинная природа (бхутататхата) . Истинная природа не имеет

свойств и не является причинно - обусловленной . Сознание , которое

определяет умение говорить , возможность к действию , возникновению

жадности , гнева , сострадания и терпения , и созданию благой и неблагой

кармы и восприятию хорошего и дурного является природой Будды .

Познав эту небесную истину человек обретает естественность .

Следовательно невозможно , возбуждая сознание , совершенствоваться в пути ,

так как путь и есть сознание .

Нельзя , основываясь на сознании , вернуться к сознанию.

Не пересекая неблагое и не совершенствуясь пребывать в естественности – это

и есть освобождение .

Природа сознания в дзэн как пространство , которое не возрастает и не

умаляется .

Таким образом путь просветления заключается в приостановлении кармической

деятельности и спонтанном осознании тождества с Буддой .

И чтобы достичь просветления надо достичь состояния «не-различения» ,

которое является условием следования по пути совершенствования и

непривязанности , так как в этом состоянии исчезает всё неблагое и

аффективное , в том числе и привязанность к просветлению .

И в заключение я хочу в качестве примера показать беседы наставника с

учениками или другими персонажами :

Кто-то спросил :

-Чью мелодию вы , наставник поёте ? Последователем какой школы дзэн Вы

являетесь ?

Наставник отвечал:

-Когда я был у Хуан-бо я трижды обращался к нему и трижды был избит .

Монах колебался .

Тогда наставник произнёс «кхэ» , потом ударив его палкой сказал : «В

пустоту не вобьёшь гвоздя».

Какой-то монах спросил :

-В чём состоит основной смысл Дхармы Будды ?

Наставник произнёс «кхэ» .

Монах низко поклонился .

Наставник сказал :

-Этот почтенный монах очень хорош как собеседник .

Наставник поднялся в Зал .

Монах ( его ученик ) спросил его :

-Как обстоит дело с лезвием меча ?

Наставник :

-Ужасно , ужасно .

Монах заколебался и тут наставник избил его .

Использованная литература:

В.И. Корнев «Буддизм и его роль в общественноё жизни стран Азии»

Москва : «Наука» 1983 год .

Алан Уотс В. «Путь Дзэн»

Киев «София» 1993 год .

Буддизм : история и культура .

Москва : «Наука» 1989 под ред.Вертоградова.

Буддизм в переводах . Альманах .

СПГУ 1992 год .

Чань(дзэн)-буддизм и культура психической деятельности в средневековом

Китае .

Новосибирск 1983


Рекомендуем

Опрос

Какой формат работ для вас удобней?

doc
pdf
djvu
fb2
chm
txt
другой


Результаты опроса
Все опросы