Меню

Теги для нашей библиотеки:

Рефераты бесплатно, доклады, курсовые работы, рефераты бесплатно, реферат, рефераты, рефераты скачать, Рефераты бесплатно, большая бибилиотека рефератов, и многое другое.


  Духовная сфера жизни

Духовная сфера жизни

Духовная сфера жизни

План:

1. Сущность и содержание духовной жизни общества.

2. Феномен общественного сознания в истории философии.

3. Соотношение общественного и индивидуального сознания.

4. Структура общественного сознания; обыденный и теоретический уровень;

общественная психология и идеология; массовое сознание; менталитет.

Основные понятия темы. Духовная культура, духовная жизнь, антогенез,

филогенез, идеалы, ценности, сознание, массовое сознание, идеология,

профессиональное сознание, менталитет.

Сущность и содержание духовной жизни общества

В духовной жизни выделяются структурные элементы, облагающие

специфическими свойствами и в силу этого по-разному направляющие социальную

жизнь. Каждый человек, коллектив или общество имеют тот или иной запас

витальных сил, которые находят выражение в аффективных настроениях и

действиях. Любовная страсть или ненависть, воодушевление, гнев или апатия,

ужас или прилив отвращения, охватывая индивида, становятся источником

соответствующих поступков. Но и общество в целом может приходить в

состояние энтузиазма или апатии, негодования или удовлетворения,

агрессивности или усталости. Это зависит от складывающейся ситуации, от тех

вызовов, с которыми ему приходится сталкиваться и которые в том или ином

плане затрагивают (или не затрагивают) его коренные интересы. Важной

характеристикой таких настроений является потребность в незамедлительном

(или максимально быстром) удовлетворении страсти, владеющей индивидом или

обществом, желание снять напряжение или выразить его — через митинг,

пикетирование, агитацию, шествие, стачку, погром, голосование и т.д.

Конечно, всякая полноценная социокультурная система включает в себя и

специальную сферу, выделенную во времени или в пространстве, где

допускается и даже поощряется аффективное поведение, нарушающее нормы и

ценности, считаемые общепринятыми и нормальными, но обыденными. Таковы, в

частности, многие проявления праздничной культуры, получающие, пожалуй,

свое наиболее яркое выражение в карнавалах и народных гуляниях, принятых у

всех народов. Таковы и многие проявления массовой культуры, широко

внедрившиеся в современном мире, однако в сферах, четко отделенных от

производства с его жесткой рациональностью и принципами эффективности.

Подробнее эта тема будет рассмотрена в разделе о массовой культуре.

Вместе с тем регулятивная роль культуры заключается в том, что она

ставит пределы, ограничивает естественные проявления человеческой натуры

или социальной группы, не умещающейся в нормативных рамках. На протяжении

многих веков основным средством такой регуляции была религия, подчиняющая

поведение верующего ценностям и нормам, имеющим безусловную сакральную

санкцию. Естественность была греховной и допускалась в ограниченном виде

лишь на низших уровнях бытия. Детальный анализ таких влечений и состояний —

сфера социальной психологии. Конечно, как социология культуры, так и

социальная психология изучают в некоторой степени одно и то же поле —

закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные присущими им

внутренними мотивациями, убеждениями и привычками. Эти внутренние мотивации

неизменно соотносятся с какими-то внешними духовными факторами,

формируемыми как коллективное сознание или же как бессознательное начало.

Однако культура охватывает все же более постоянно действующие или

долговременные, устойчивые и упорядоченные способы духовной регуляции. Если

психология учитывает состояния и движения малых групп, временных

объединений, толпы или индивидов, то культура определяет характер

социальных слоев, этнических или национальных групп или цивилизаций на

протяжении более длительных периодов времени. Конечно, и личность —

существенная носительница культуры. Так, в явлении моды несомненно

присутствует культурный компонент, определяющий общий стиль развития моды,

ее национальное своеобразие. Но психология определяет ритмы смены деталей и

орнаментики, степень их распространения, замедленную или ускоренную

вариативность в одежде и внешнем облике. Конечно, влияние культуры

сказывается и в том, что чем выше степень развития культуры, тем более

дифференцированными становятся все ее элементы и компоненты, в том числе и

мода. Этнические культуры обходятся набором постоянных вариантов одежды,

вполне обозримым в хорошем музее этнографии. Столица обычно вмещает

несколько домов моды, демонстрирующих новинки сезонов.

Еще М. Вебер формулировал свою концепцию преобразующего воздействия

религии на человеческое поведение как преодоление тех экстатических и

оргиастических состояний, которые оказываются временными и преходящими и

приводят человека в состояние опустошения, что на религиозном языке

обозначается как богооставленность, а на светском — бесцельность и

бессмысленность бытия.

В более умеренных терминах описал эту позицию П. Сорокин, констатируя,

что в естественных аффективных состояниях человека выявляются его

переменчивые психологические характеристики, его непосредственные реакции

на жизненные воздействия, подверженные ситуационным и преходящим

настроениям. Однако культура преобразует эти аффективные состояния,

регулирует их и направляет на достижение значимых и долговременных целей

человеческого бытия. На разных этапах и уровнях развития общества, в разных

его сферах и структурах соотношение аффективных и культурно-регулируемых

факторов может быть различным. Но они непременно присутствуют в некотором

соединении как возделывание человеческого материала.

Вслед за процессом «разбожествления» мира и уменьшения влияния религии

наступила очередь и светской нормативной культуры в ее сложившемся,

классическом виде. Эти сдвиги получили объяснение и оправдание в

психоаналитическом направлении, представленном прежде всего работами 3.

Фрейда и Э. Фромма. Они показали, что сложившийся тип культуры носит во

многом репрессивный характер, подавляя индивидуальное «эго» в его весьма

значимых витальных и личностных проявлениях. Обуздание инстинктов, с одной

стороны, — необходимый принцип, так как иначе их разгул грозит обществу

самоуничтожением. Различные формы контроля, включая мораль, религию,

социальные санкции и государство, рассматривались Фрейдом в основе своей

как результат компромисса между стихийными влечениями и требованиями

реальности. Подвергаясь вытеснению в сферу бессознательного, эти влечения

порождают психологические неврозы и конфликты личности с собой и обществом.

Сублимация этих инстинктов является источником художественного и научного

творчества, что и порождает высокие достижения религиозной или светской

культуры. Развивая эти идеи в русле неофрейдизма, Э. Фромм подверг глубокой

критике те социальные и культурные механизмы капиталистического общества,

прежде всего его крайний техницизм, культ наживы и успеха, которые приводят

к отчуждению человеческой сущности, утрате человеком самого себя в процессе

социальной жизнедеятельности.

Однако освобождение человека от репрессивной культуры ограничено

определенными социокультурными рамками. Аффективное поведение,

отклоняющееся от нормативного, может принять характер девиантного с

различной степенью асоциальное™ и криминальности. Изучение такого поведения

составляет преимущественное достояние социальной психологии и социологии.

Но и культурология не может обойти своим вниманием такое поведение, так как

в нем также существуют свои довольно жесткие правила и принципы,

регулирующие поведение индивидов в криминальной среде. Как мы увидим, в

обществе существует сложное взаимодействие нормативной культуры и

девиантных вариантов. Значительное распространение такого поведения требует

специального рассмотрения причин дезорганизации социокуль-турной регуляции

и деградации человеческой общности.

Самые простые типы поведения складываются прежде всего на основе

целостных, привычных образцов поведения, совершаемого по установленному

поводу в определенное время и в определенном месте. Образец укладывается в

какую-то часть деятельности, ее отрезок, не подверженный четкому делению,

изменению или рефлексии. Термин «обычай» может отождествляться с терминами

«традиция», «обряд», «ритуал», «нравы». Однако традиция относится все же к

более широкому кругу явлений и в применении к более дифференцированным

формам регуляции деятельности, хотя и получает при этом семантическую

перегрузку (о чем см. главу VI). Обряд и ритуал — более формализованные

варианты привычного поведения, принятые в определенных частях совокупной

культурной регуляции. Обряд и ритуал — формализованное поведение или

действие, имеющее прежде всего символическое значение, лишенное

непосредственной целесообразности, но способствующее упрочению связей либо

между постоянными членами группы, либо во взаимодействии между группами,

снимая напряжение, недоверчивость и повышая уровень коммуникативности. К

числу важнейших обрядов, имеющих универсальное распространение в каждой

культуре, относятся бракосочетание и похороны.

Термин «нравы» обычно выражает сложившиеся формы регуляции массового

поведения. Впрочем, в культурологическом контексте нравы могут обозначать

более подвижный, изменчивый и не уходящий далеко в прошлое слой привычного

поведения, подверженный дифференциации в зависимости от социальной среды,

психологического состояния тех или иных слоев, исторической ситуации и т.д.

(«О времена! О нравы!»). Война и мир, революция, реформы, шоковая терапия,

модернизация и т.п. — процессы, подразумевающие крупномасштабные перемены в

нравах, которые и влекут за собой постепенный сдвиг в более широких сферах

культуры, что отнюдь не означает утраты ею своей качественной

определенности.

Хотя в качестве основного регулятора поведения обычай выступает лишь в

примитивных этнографических обществах, в устойчивой бытовой среде, инертных

социальных группах, он присутствует и на всех более продвинутых ступенях.

Социально признанные образцы складываются в обычаи, по которым накопленный

опыт передается из поколения в поколение и от индивида к индивиду. К

обычаям можно отнести и традиционные трудовые приемы, формы поведения,

жизненного уклада, воспитания. В повседневной жизни действуют привычные

правила гигиены, сложившиеся варианты общежития. Обычаем регулируются часы

и условия приема пищи, сна. Выбор пищи диктуется отнюдь не только

потребностями организма. В России, например, не принято есть змей, собак,

лягушек, кошек. Индусы не едят говядины, а мусульмане свинины. В обществах

с традиционной кочевой культурой употребляют в пищу конину. Выбор в данном

случае обусловлен не питательностью пищи, а традициями. При входе в жилище

европеец первым делом непременно снимает головной убор, восточный человек

прежде всего вспоминает об обуви. Не всегда можно прямо соотнести то и

другое с ситуацией, но таков обычай. Обычаи общепризнаны и утверждены

властью массовой привычки. Они большей частью не получают объяснения и

могут не осознаваться самими членами коллектива. На вопрос «Почему вы так

поступаете?» они отвечают: «Так принято».

Обычаи играют немалую роль в воспитании, способствуя приобщению к

культуре ребенка или же взрослого человека в ино-культурной среде.

Включение в культурную деятельность в данном случае сводится к знакомству с

определенными образцами:

«Поступай так, как поступает такой-то взрослый или окружающие». Суть

поведения не объясняют, а просто знакомят с обычаем, который выполняет

функцию обязательного для исполнения:

образца поведения. Образец может быть положительным (так надо

поступать) или отрицательным (так не надо поступать). Обычай может

выступать как решительное вмешательство в жизнь индивида, резко

поворачивающее его естественную или привычную жизнь. Такого рода

формализованные обычаи, совершаемые в определенном месте и в положенное

время по специальным поводам, называют обрядами. В выборе обряда человек

еще менее свободен, чем в простом обычае, так как он связан с выполнением

публичных действий, имеющих высокий знаковый статус в данном обществе. В

каждом обществе существуют обряды посвящения индивида в данное общество или

в возрастную группу (наречение имени, крещение, запись имени, инициации,

выдача паспорта и т.д.), дни рождения и юбилеи, свадьбы и похороны и т.д.

Существуют коллективные, общественные и государственные обряды,

напоминающие о целостности общества, зафиксированной в юбилеях, памятных

датах, днях общественного траура и т.д. Обряд утверждает преемственность

нового со старым, его принятие как утвердившегося в обществе положения, что

происходит, например, в случае утверждения нового главы государства:

венчание на царство, клятва нового президента и т.п.

В отличие от обычая норма охватывает не весь отрезок деятельности, а

какой-то принцип, параметр деятельности, что составляет определенную меру

вариативности поведения и его усложнения. Любое общество или отдельная

социальная ячейка и группа должны упорядочивать отношения в своей среде,

ослаблять тенденции, ведущие к разладу и произволу, устранять влияние

стихийных настроений. Оно должно также согласовывать действия отдельных

личностей и групп, приводить их в соответствие с общими интересами данной

ячейки или общества. Наведение порядка может быть достигнуто через насилие

и принуждение, через политическое, идеологическое и психологическое

манипулирование обществом, что выходит за рамки собственно культуры и

влечет за собой ответную психологическую реакцию отторжения источника

такого принуждения. Разоблачение манипулирования ведет к росту недоверия,

двоемыслия и цинизма, что также разрушает социальное взаимодействие.

Поэтому устойчивое и действенное регулирование отношений достигается через

нормы, которые обеспечивают устойчивое, добровольное и сознательное

сотрудничество людей, опираются на формализованные мотивы и потребности,

соответствующие общественно одобряемым целям, стимулируют устойчивые

отношения в коллективе, опирающиеся на привычные ожидания (экспектации).

Функция нормы состоит в том, чтобы исключить влияние случайных, чисто

субъективных мотивов и обстоятельств, психологических состояний, обеспечить

надежность, предсказуемость, стандартность и общепонятность поведения.

Норма формирует ожидаемое поведение, понятное окружающим.

Содержательная сторона норм определяется целями той конкретной сферы

деятельности, к которой они относятся. При этом различные виды деятельности

нормированы не в одинаковой степени, а содержание и способы нормирования

Страницы: 1, 2, 3


Рекомендуем

Опрос

Какой формат работ для вас удобней?

doc
pdf
djvu
fb2
chm
txt
другой


Результаты опроса
Все опросы