Меню

Теги для нашей библиотеки:

Рефераты бесплатно, доклады, курсовые работы, рефераты бесплатно, реферат, рефераты, рефераты скачать, Рефераты бесплатно, большая бибилиотека рефератов, и многое другое.


  Дучовная жизнь человека(наука,религия,искусство)

Дучовная жизнь человека(наука,религия,искусство)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. НАУКА, РЕЛИГИЯ И ИСКУССТВО…………………………………6

1.1. Искусство и религия……………………………………………………………9

1.2. Наука и культура………………………………………………………………12

1.3. Искусство………………………………………………………………………18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….18

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….20

ВВЕДЕНИЕ

К духовной жизни человека относят: знания, чувства, потребности,

переживания, способности, веру, убеждения, стремления и цели.

Духовная сфера жизни общества охватывает различные формы и уровни

общественного сознания: нравственное, научное, эстетическое, религиозное,

политическое, правовое сознание. Соответственно ее элементами являются

мораль, наука, искусство, религия.

Мораль - это совокупность правил поведения, производных от представлений

людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, хорошем и плохом,

которые являются следствием внутреннего убеждения человека либо силой

воздействия на него общественного мнения.

Наука - это теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир,

воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно-логической форме

понятий, теорий, законов не основанные на результатах научных

исследований.

Искусство - это специфическая форма общественного сознания, представляющая

собой отражение окружающей действительности в художественных образах.

Религия - это совокупность определенных мифов, догматов, культовых и

обрядовых действий, а также религиозных институтов (церковь).

В отличие от материальных, духовные потребности не заданы биологически, не

даны человеку от рождения. Они формируются и развиваются в процессе

социализации личности.

Особенность духовных потребностей состоит в том, что они имею

принципиально неограниченный характер: пределов роста для них не

существует, а единственным ограничителем такого роста являются лишь объемы

уже накопленных человечеством духовных ценностей и желание человека

участвовать в их приумножении.

Ради удовлетворения духовных потребностей люди организуют духовное

производство. К результатам духовного производства относятся:

- идеи, теории, образы, ценности

- общественные связи индивидов

- уровень развития самого человека

Ученые выделяют три вида духовного производства:

- наука и образование

- искусство и культура

- религия

Духовный мир личности (микрокосм человека) — целостное и в то же время

противоречивое явление. Это сложная система, элементы которой:

1) духовные потребности в познавании окружающего мира, в самовыражении

средствами культуры, искусства, других форм деятельности, в пользовании

достижениями культуры и др.;

2) знания о природе, обществе, человеке, самом себе;

3) вера в истинность тех убеждений, которые разделяет человек;

4) представления;

5) убеждения, определяющие человеческую деятельность во всех ее

проявлениях и сферах;

6) ценности, лежащие в основе отношения человека к миру и самому себе,

придающие смысл его деятельности, отражающие его идеалы;

7) способности к тем или иным формам социальной деятельности;

8) чувства и эмоции, в которых выражается его отношение с природой и

обществом;

9) цели, которые он сознательно ставит перед собой.

Важным элементом духовного мира человека является его мировоззрение,

совокупность его взглядов на мир в целом и связанное с ними отношение к

миру. Выделяют несколько типов мировоззрения:

1) обыденное (или житейское). Оно формируется под влиянием жизненных

обстоятельств, опирается на личный опыт;

2) религиозное. В его основе лежат религиозные взгляды, представления и

убеждения человека;

3) научное. Оно формируется на основе достижений современной науки,

отражает научную картину мира, результаты современного научного познания;

4) гуманистическое. О нем говорят скорее как о цели, чем как о

реальности. Гуманистическое мировоззрение объединяет лучшие стороны

научного мировоззрения с представлениями о социальной справедливости,

экологической безопасности, нравственном идеале.

Духовный мир личности выражает неразрывную связь индивида и общества.

Человек вступает в общество, обладающее определенным духовным фондом,

освоить который ему предстоит в жизни.

ГЛАВА 1. НАУКА, РЕЛИГИЯ И ИСКУССТВО

Функция познания мира, основная для науки, свойственна также и искусству,

но направлена она преимущественно на познание духовного мира. Однако

искусство выполняет и множество других, разительно отличающихся между

собой функций. Они являются следствием одной “суперфункции” или

“метафункции”, носящей более абстрактный характер и определяющей основное

назначение искусства как метода: утверждение интуитивного суждения в

противовес логике. Это необходимо человечеству, ибо только совместное

использование обоих методов может обеспечить полноту познания и выбор

решения в необозримом множестве проблем во всех сферах человеческой

деятельности, от личных бытовых до широкомасштабных, “стратегических”,

общесоциальных. Противопоставление науки и искусства имеет чисто

психологическую природу. В действительности они взаимодополняют друг друга

и их сосуществование естественно. Сложнее вопрос о взаимоотношениях науки

и искусства с религией. Сначала мы остановимся на истории этих

взаимоотношений.

Во все времена религия в своей практике использовала все виды искусства -

музыку, изобразительные искусства, драматургию, поэзию, ораторское

искусство и литературу (притчи). Направленная на внушение людским массам

идей определённой системы, что предполагало установление общего языка, она

неизбежно в своих основополагающих священных книгах отражала научное

знание, накопленный опыт и мудрость человечества.

Искусство, например, музыка существовало всегда и вне церкви как фольклор,

а примерно с XII века историки музыки прослеживают и то, чему было дано

название “третий пласт” - светское, бытовое искусство, от трубадуров,

карнавальной музыки и т.п. до современной оперетты и рока. Однако церковь

растила, формировала и использовала музыку высокого духовного плана, в

которой развивалась и форма, техника искусства и его высокие

художественные нормы.

Искусство неоценимо важно в религиозном ритуале, так как оно обладает

удивительной способностью укреплять восприятие интуитивных (в том числе

мистических) идей, эмоций, мироощущений, доводя людей до экстаза,

катарсиса. Синкретическое искусство ритуала, совокупное действие различных

его видов является особым дополнительным фактором.

Однако с Возрождения начинается новый этап. Наряду с остающимся в церкви

возникает и начинает быстро развиваться тоже серьёзное и высокодуховное,

но внерелигиозное искусство. Если Бах писал светские произведения ещё

наряду с произведениями для церкви, то уже в XVII и XIX веках

сформировалась вполне самостоятельная оперная, а также симфоническая и

вообще инструментальная внецерковная музыка высокого плана. Исследователи

чётко показывают, что она “вышла из Храма”, но развивалась уже вне

религии.

Сложнее было с наукой. Её развитие вступило в противоречие с

представлениями о структуре мира, закреплённых в древних основополагающих

религиозных книгах, если эти представления принимать в буквальном смысле,

а не символически. Столкновение было неизбежно, поскольку знание

развивается и обогащается не только количественно, но и качественно,

принципиально, иногда изменяя самые его основы.

Возникшее противостояние в эпоху Возрождения привело к реакции

консервативной церкви, которую в наиболее жестокой форме, в инквизиции,

можно охарактеризовать словами “шаг влево, шаг вправо - считаю еретиком”.

В сочетании с коренными социальными преобразованиями той эпохи прежняя

канонизированная религия, которая в предшествующем веке была, естественно,

органически обязательной для каждого, породила новые её формы

(протестантизм и т.п.), а сама религиозность стала ослабевать и терять

своих приверженцев. Быстрое развитие науки привело к тому, что к началу ХХ

века в образованной среде религия для очень многих либо модифицировалась в

привычный обычай с вялым признанием существования некой неопределенной, но

всеохватывающей силы, высшего духа, либо вообще потеряла значение.

Особенно силен был этот неагрессивный атеизм российской интеллигенции

среди тех, кто занимался естественными науками. Наряду с этим многие

глубокие мыслители искали новые пути для религиозной (христианской)

идеологии, совместимые с психологией новой эпохи в развитии человечества.

Функция познания мира, основная для науки, свойственна также и искусству,

но направлена она преимущественно на познание духовного мира. Однако

искусство выполняет и множество других, разительно отличающихся мужду

собой функций. Они являются следствием одной “суперфункции” или

“метафункции”, носящей более абстрактный характер и определяющей основное

назначение искусства как метода: утверждение интуитивного суждения в

противовес логике. Это необходимо человечеству, ибо только совместное

использование обоих методов может обеспечить полноту познания и выбор

решения в необозримом множестве проблем во всех сферах человеческой

деятельности, от личных бытовых до широкомасштабных, “стратегических”,

общесоциальных. Противопоставление науки и искусства имеет чисто

психологическую природу. В действительности они взаимодополняют друг друга

и их сосуществование естественно. Сложнее вопрос о взаимоотношениях науки

и искусства с религией. Сначала мы остановимся на истории этих

взаимоотношений.

Во все времена религия в своей практике использовала все виды искусства -

музыку, изобразительные искусства, драматургию, поэзию, ораторское

ис-кусство и литературу (притчи). Направленная на внушение людским массам

идей определённой системы, что предполагало установление общего языка, она

неизбежно в своих основополагающих священных книгах отражала науч-ное

знание, накопленный опыт и мудрость человечества.

1.1.Искусство и религия

Большую часть своей истории искусство находилось в подчиненном положении

по отношению к религии. Здесь имеется в виду не столько собственно

религиозное искусство, имеющее культовое предназначение, сколько

тотальность религиозного мироощущения, подчиняющего себе все остальные

стороны культуры. Лишь в европейской культуре Нового времени определяющая

роль в формировании мировоззрения переходит к науке. В XX веке

упраздняется диктат рациональности, но религия уже не допускается в

активную культурную жизнь. И теперь искусство занимает отчасти место

религии, отчасти - науки (в том, что касается формирования картины мира).

Искусство оказалось способным не отвергать, а, напротив, вместить в себя

предшествующий опыт мировидения и опыт мировидения других культур. Именно

в искусстве стало возможным сосуществование различных точек зрения,

позиций, ценностей, которые воплотились в плюрализме художественных

методов. Поэтому искусство может быть расценено как модель неповторимости

бытия, творчески представляющая нам чувственно-рациональное постижение

мира.

Вообще говоря, соотношение между научной, художественной и религиозной

картинами мира (как у отдельного индивидуума, так и в обществе) довольно

сложное. Равновесие наблюдается редко, а сохранить его очень непросто:

обычно одна картина мира является лидирующей, а остальные находятся в

подчиненном положении. В чем-то юмористические образы ученого-энтузиаста,

свободного художника и религиозного фанатика показывают, что может

произойти, когда нарушается баланс между различными способами

мировосприятия.

На уровне обыденного сознания искусство многими воспринимается как

связующее звено между наукой и религией, а при непосредственном же

сопоставлении религии и науки. Фактически религиозная картина мира

рассматривалась как объективно-научная (причем как представителями церкви,

так и их оппонентами-учеными). Понятно, что с развитием

естественнонаучного знания религиозные представления стали тормозом на

пути развития европейской науки. Но в последнее время несовершенство мира,

руководствующегося лишь научной картиной мира, получает признание со

стороны научного же сообщества. Дегуманизация культуры и общества,

последовавшая за научно-технической революцией, заставляет искать синтез

между наукой и религией.

Итак, художественная, научная и религиозная картины мира в чем-то

пересекается друг с другом, но в то же время обладают своими неповторимыми

особенностями, подобно тому, как и сами искусство, наука и религия влияют

друг на друга, но не сводятся к одному знаменателю.

Религия занимает особое, совершенно уникальное место в системе культуры,

тем более в системе культуры современной, казалось бы, информационной и

«секуляризированной». В последние века много говорилось об «иллюзорности»

религии, и следовало бы ожидать, что в эпоху научно-технического прогресса

религия обречена на «вымирание». Однако факты говорят о том, что религия

по-прежнему играет важную роль в жизни множества людей. Каждому человеку

свойственно стремление поиска смысла жизни, который дал бы ему возможность

познать как самого себя, так и свое место в мире. И в этом поиске одни

обращаются к науке, другие - к материальным благам, третьи - к искусству,

многие же - к религии. Религиозное чувство настолько присуще людям, что

некоторые философы даже определяют человека как «homo religiosus».

Таким образом, религия - это реальный феномен, чрезвычайно важный для

любой культуры. Исходя из этого, нас не будут интересовать проблемы

происхождения религии, требующие особого рассмотрения; нам достаточно

самого факта существования феномена религии. Попробуем определить, какое

же место занимает религия в системе культуры, возможен ли ее объективный

анализ и, наконец, каковы особенности современной религиозности.

Подобным образом религиозное сознание несомненно подвержено влиянию

современной ему культуры, но, с другой стороны, само оказывает

значительное воздействие на культурную динамику в обществе. Мы склонны

рассматривать религию именно в контексте культуры, т.е. как подсистему

культуры, ее неотъемлемую часть. Такой подход позволяет объяснить,

например, процессы трансформации религии в современном мире. Это не

исключает очевидного факта влияния религии на культуру и общество:

известно, что при определенных условиях состояние любой системы может

определяться поведением лишь одной ее подсистемы.

Нужно не только описывать взаимоотношения религии с другими культурными

феноменами, но и осознать их как единство, как составляющие системы

культуры. Лишь тогда станет возможным перейти от уровня описания к

пониманию того, как проявляет себя религия в той или иной культуре, какой

конкретный вклад она вносит в культуру, как она влияет на многочисленные

Страницы: 1, 2


Рекомендуем

Опрос

Какой формат работ для вас удобней?

doc
pdf
djvu
fb2
chm
txt
другой


Результаты опроса
Все опросы