Меню

Теги для нашей библиотеки:

Рефераты бесплатно, доклады, курсовые работы, рефераты бесплатно, реферат, рефераты, рефераты скачать, Рефераты бесплатно, большая бибилиотека рефератов, и многое другое.


  Древнеиндийская философия

Древнеиндийская философия

ВВЕДЕНИЕ

Более чем три тысячи лет назад Индостан стал родиной причудливого

переплетения уникальных философских концепций, духовных практик и обычаев.

Следовательно, не удивительно, что философия индуизма не базируется на

одной религиозной основополагающей системе, но сочетает в себе элементы

разных вероучений и традиций, уходящих своими корнями в глубину веков.

Нужно отметить что, несмотря на общепринятый термин «индуизм», следует

иметь в виду, что философские школы и мистические практики индусов

настолько многочисленны, что общее название может быть принято

исключительно условно.

Существенное влияние на культуру Индии оказали многочисленные

завоеватели этого субконтинента; первыми из них считаются арии,

центральноазиатские племена, нашествие которых осуществлялось в период с

1500 по 1200г. До н.э. Не исключено, что древние индоарии имели общие

ближневосточные корни с греками, так как их верования обычно перекликаются

с представлениями эллинов.

Есть свидетельства, что в доарийскую эпоху, с 2500 по 1700 г. До н.э.,

в долине реки Инд существовала Хараппская цивилизация(археологическая

культура бронзового века в Индии и Пакистане, названа по находкам в

Хараппе, руины городов, крепостей, морских портов), о влиянии которой на

формирование индуизма судить сложно, ибо свидетельства, дошедшие до наших

дней весьма скудны. Однако некоторые сохранившиеся изображения древних

богов и богинь, одно из которых напоминает внешний облик Шивы и йоговскую

технику, наводят на мысль о том, что древний народ внес свой вклад в

развитие более поздних философских и религиозных взглядов.

С не меньшей степенью вероятности можно предположить, что ассимиляция

светлокожих арийцев и темнокожих аборигенов породила широкий спектр

религиозных и социальных феноменов, включая кастовую общественную

структуру, оказавшую существенное влияние на формирование философской

мысли.

Не следует сбрасывать со счетов и влияние последовавших за ариями

завоевателей. В период с 600 по 500 г. до н.э. Индостан подвергался

нашествию персов, исповедовавших зороастризм. Позднее, в 300-100 гг. до

н.э., в страну вторглись греки под предводительством Александра Великого.

Уже в нашем тысячелетии (800-1800) Индия подверглась сильному влиянию

исламской культуры, а начиная с 19в. И вплоть до 1946г. Попала в прямое

подчинение британской короне.

Таким образом, было бы наивным предполагать наличие единой философской

системы, отличающейся монолитностью и последовательностью. Поэтому индуизм

можно рассматривать как совокупность общественной мысли, метафизики и

религии.

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ

Ретроспективный взгляд на развитие индуизма позволяет выделить три

основных этапа, в течение которых философская мысль претерпела существенные

метаморфозы.

1. Ведический период. 15-6 вв.до н.э. Период написания ранних «Вед»,

характеризующийся привнесением концепции Дхармы – универсального

закона, устанавливающего правила общественной и личной жизни и

нацеленного на достижение гармонии и счастья. Веды (дословно знания) –

религиозно – философские трактаты, которые создавались пришедшими в

Индию после 15 в. до н.э. из Средней Азии, Поволжья и Ирана племенами

арийцев. Наибольший интерес у исследователей древнеиндийской философии

вызывают заключительные части вед-упанишады (дословно с санскрита-

«сидение у ног учителя»), в которых дается философская трактовка

содержания вед.

Как правило, веды состояли из нескольких частей. Это «священное

писание», религиозные гимны «самхиты». Далее шло описание ритуалов

«брахманы», написанные брахманами (жрецами) и используемые ими при

отправлении религиозных культов. Книги лесных отшельников («араньяки»)

и философские комментарии к ведам («упанишады»).

В ведах запечатлены все знания Ариев того времени о самих себе и об

окружающем мире. Известны четыре веды: Ригведа (веда гимнов),

Самаведа (веда напевов, священных мелодий), Яджурведа (веда жертвенных

формул) и Атхарведа ( веда магических заклинаний).

2. Эпический этап. 6-2 вв.до н.э. Приземленная концепция Дхармы

трансформируется в стремление освобождения от бесконечного цикла

перерождений. Прежняя смысловая нагрузка Дхармы не отбрасывается , но

обогащается понятием личного духовного освобождения (мокши), которое

становится доминирующим. Наиболее известными источниками периода

являются две поэмы – эпосы «Махабхарата» и «Рамаяна», в которых

затрагиваются многие философские проблемы эпохи. Также это период

становления основных классических школ философии. Философские течения

индуистской мысли подразделяются на ортодоксальные – астика

(основанные на ведийских знаниях) и оппозиционные – настика . К

последним относятся буддизм, джайнизм, чарвана-лакаята.

Ортодоксальных школ шесть, и, как правило они представлены попарно:

ньяя / вайшешика, санкхья / йога и миманса / веданта.

3. Эра сутр. 2в. до н.э. – 7 в.н.э. В середине 1го тысячелетия нашей эры

вво

дится понятие бхакти - служение и любовь к личному божеству. В этот

период основной целью становится не столько уход от череды земных

воплощений, сколько достижение единения с божеством еще при жизни.

Сутра – краткий философский трактат, рассматривающий отдельные

проблемы (например, «нама-сутра» и др.). Эра сутр завершает период

древнеиндийской философии.

В дальнейшем (в средние века) господствующее положение в индийской

философии заняло учение Гаутамы Будды – буддизм. В 18 – 20 вв. индийская

философия обогатилась достижениями европейской философской мысли (в

частности английской).

ОНТОЛОГИЯ ДРЕВНЕИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Онтология индийской философии (учение о бытие и небытие) опирается на

закон Риты – космической эволюции, цикличности, порядка и

взаимосвязанности. Бытие и небытие ассоциируются соответственно с вдохом и

выдохом Брахмы –Космоса (Бога – творца). В свою очередь, Брахма – Космос

живет 100 космических ( 8 640 000 000 земных ) лет, после чего он умирает и

наступает абсолютное небытие, которое длится также 100 космических (

8 640 000 000 земных ) лет – до нового рождения Брахмы. Вся бесконечная

история – это чередование жизни Космоса (Маха Манвантара) и Абсолютного

Небытия (Маха Пралайя), которые сменяют друг друга через каждые 100

космических лет. При каждом новом рождении Брахмы – Космоса заново

появляется жизнь, но в более совершенной форме. Мир Взаимосвязан. Любое

событие (поступок человека, явление природы) влияет на жизнь Космоса. Цель

эволюции, развития – достижение все более совершенного духа через

постоянную смену материальных форм.

ГНОСЕОЛОГИЯ ДРЕВНЕИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Главной особенностью древнеиндийской гносеологии (учения о познании)

является не изучение внешних (видимых) признаков предметов и явлений (что

характерно для европейского типа познания), а изучение процессов ,

происходящих в сознании при соприкосновении с миром предметов и явлений. В

этой связи индийская философия выделяет три вида сознания : «пракрити» -

материальное сознание, «пуруша» - чистое сознание (первичная энергия, из

которой возникли Вселенная и люди) и «майя» - сознание сновидения, мираж.

Каждое из данных видов сознания согласно индийской философии реально и

заслуживает изучения – в отличие от европейской философии, которая признает

только материальное сознание и длительное время (до И.Канта) не

рассматривала вопросы подлинного и неподлинного бытия, сущности и

иллюзорности.

НЕКОТОРЫЕ КЛЮЧЕВЫЕ КОНЦЕПЦИИ

БРАХМАН. Монотеистические религии – иудаизм , христианство и ислам – под

словом Бог подразумевают созидательную силу и в то же время рассматривают

творца как некую невыразимую, хотя и антропоморфную сущность, объект для

моления и духовного общения. В этом смысле мышление индуса кардинально

отличается от образа мысли представителей других конфессий. На

экзотерическом , т.е. общественном, уровне сознания существуют тысячи богов

и богинь (классический индуистский пантеон насчитывает триста тридцать

миллионов богов и богинь), и все они имеют свою сферу влияния,

географическую принадлежность или покровительствуют конкретному виду

деятельности. Например, принято считать, что бог с головой слона , Ганеша ,

приносит удачу и способствует успеху в научных изысканиях. Поэтому люди,

занимающиеся наукой, относятся, относятся к этому божеству с трепетным

уважением.

Особое место в индуистском пантеоне занимает триада (тримурти),

представленная тремя богами в онтологическом и функциональном единстве :

Брахма – творец мира, Вишну – хранитель мира и Шива – разрушитель. Их

Изображения символизируют фундаментальные процессы перемен, происходящих в

природе (пракрити – вечное материальное начало, первоматерия, тождественна,

творческой силе природы). Венчает эту троицу концепция Брахмана, выражающая

Абсолютную Реальность, под которой подразумевается вся полнота (пустота)

вселенной со всем сонмом бесчисленных богов и богинь. Брахман

рассматривается как непроявленная реальность всего сущего. Что же касается

второстепенных богов, то они представляют лишь воплощенные и функционально

ограниченные аспекты Брахмана. Из всего вышесказанного можно сделать

следующий вывод: индуизм занимает концептуальную позицию, согласно которой

многочисленные боги и богини представляют многообразные аспекты Абсолюта,

именуемого Брахманом.

АТМАН. Частица Бога-Брахмы в человеческой душе. Первоначален, неизменен,

вечен. Итак, Конечной Абсолютной реальностью является Брахман, а высший

личностный аспект именуется термином Атман, который иногда переводится как

душа. Одной из ключевых идей философии Упанишад и Веданты является

тождественность Атмана и Брахмана. Какие бы ограничения ни накладывала на

человека физическая реальность, его истинное «Я» всегда остается частью

Великого Абсолюта (Брахмана). Иначе говоря, на этом уровне сознания

личность отождествляется с Абсолютом.

Другой уровень самосознания определяется в зависимости от

общественного положения личности то есть того, что индусы называют кастой

(профессиональная группа в пределах более крупного разделения общества на

варны) или варной (так назывались четыре социальные категории: брамины,

кшатрии-воины; ваншиви - земледельцы, ремесленники, торговцы; шудры

-неполноправные и рабы). Буквально слово «варна» переводится как цвет и

своим происхождение , возможно обязано первоначальному отличию между цветом

кожи арийцев – завоевателей и порабощенных дравидов(коренное население

Индостана). Люди, не принадлежащие ни к одной из четырех составляющих

общественное устройство варн, считались отверженными и занимали низшую

ступеньку в социальной иерархии. Деление на касты не является общественным

феноменом; эта структура неотделима от основных положений философии

индуизма. В наиболее древнем писании, «Ригведе», прямо указано на

разделение «космического первочеловека», Пуруши (первогигант Пуруша,

распавшись на части, дал начало всему – от Земли до богов), в соответствии

с кастовой структурой общества. При более внимательном изучении концепции

самосознания отчетливо просматриваются два аспекта составляющих понятие

личного «Я». Первая категория определяется принадлежностью к конкретной

касте, а вторую представляет Атман, тождественный Брахману. В «Упанишадах»

Брахман и Атман утверждаются как единое целое; иными словами, личное «Я»

является неотделимой частью вселенской души, то есть провозглашается

единство реальности, которая, в свою Очередь, условно дифференцируется на

Атмана и Брахмана. В первом случае имеется в виду персонифицированный

аспект, а во втором – всеобъемлющий, универсальный. В философском смысле

утверждается единство субъективного и объективного начал.

Заметим, как бы там ни было, концепции Атмана и Брахмана являются

ключевыми понятиями индуизма и имеют принципиальное значение для понимания

и фундаментальных вопросов мироздания, места личности в безграничной

реальности и способов преодоления причин страдания. В индуистских школах

философско-религиозной мысли диапазон ответов на эти вопросы чрезвычайно

разнообразен : от атеистического подхода, отрицающего роль личности, до

поклонения и служения личному божеству, включая вышеизложенную позицию

отождествления Атмана с Абсолютом.

САНАТА ДХАРМА. Термин этот можно перевести как «извечный порядок вещей».

Осознание Санаты Дхармы как понятие вечного и вневременного помогает

человеку брести жизненную гармонию. В этом смысле Дхарму следует понимать

как реальность или истину. При этом нельзя сводить значение Санаты Дхармы

лишь к вербальному утверждению, так как оно соответствует практическому

восприятию реальности как таковой.

В большинстве школ философско-религиозной индуистской мысли

декларируется четкое отличие между умозрительными посылками и осознанием

неизменности Абсолютной Реальности. При этом индусы отдают себе полный

отчет в том, что любая идея, интерпретированная человеческим сознанием,

подвергается значительному искажению. Способность личности к восприятию

ограничена понятием сансары (учение о вечности и неуничтожимости души,

которая проходит цепочку страданий в земной жизни). Считается, что Эго в

рамках сансары подвержено кармическим влияниям и обречено, вновь и вновь

возрождаться в земной юдоли скорби.

Заметим, что концепция Дхармы широко используется как в индуизме, так

и в буддизме. Значение этого термина находится в прямой связи с контекстом.

Так индуисты пользуются этим словом для обозначения таких понятий, как

истина, реальность, учение или порядок. В буддизме под этим словом

подразумевается учение Будды или одна из драгоценных истин, поиску которых

адепт посвящает свою жизнь. Кроме того, слово дхарма можно перевести как

вещь, и обозначает оно составную часть комплексных понятий. Например,

анализируя единое целое, можно выделить составляющие его дхармы.

КАРМА. Концепция кармы является одной из ключевых и в индуизме, и в

джайнизме, и в буддизме, хотя ее философское осмысление в терминах

последнего существенно отличается от представлений первых двух учений.

Буквально слово карма переводится как действие и употребляется для

обозначения процесса воздаяния за совершенные человеком деяния. Воздаяние,

или последствия совершенного не следует понимать как очевидный результат

Страницы: 1, 2, 3


Рекомендуем

Опрос

Какой формат работ для вас удобней?

doc
pdf
djvu
fb2
chm
txt
другой


Результаты опроса
Все опросы