Меню

Теги для нашей библиотеки:

Рефераты бесплатно, доклады, курсовые работы, рефераты бесплатно, реферат, рефераты, рефераты скачать, Рефераты бесплатно, большая бибилиотека рефератов, и многое другое.


  Диалектика

Диалектика

1)Историческое развитие диалектического понимания мира.

2)Законы диалектики и категории.

1.Постоянно развивающаяся борьба старого и нового,противоположного и

противоречивого,возникающего и исчезающего приводит мир к новым структурам.

Сама эта борьба объективно предпологает необходимость диалектики-научной

теории

развития,метода познания природы,общества и мышления.

Всё,что происходит в мире,а именно:изменение,движение и развитие-

подчиняется законам диалектики.Диалектика как наука составляет душу

марксизма,представляет собой стройную систему экономических,социально-

политических и философских взглядов и является бесценным творением

человеческого разума.

Чтобы понять диалектику,надо выяснить некоторые исходные

положения.Диалектика

как термин используется в смысле отражение всеобщих законов движения и

развития объективной действительности.

Диалектика как понятие употребляется в трёх значениях:

1)Под дилектикой понимается совокупность объективных диалектических

закономерностей ,

процессов,действующих в мире независимо от сознания человека.Это диалектика

природы,

диалектика общества,диалектика мышления,взятая как объективная сторона

мыслительного процесса.Это объективная реальность.

2)Субъективная диалектика,диалектическое мышление.Она представляет собой

отражение объективной диалектики в сознании.

3)Философское учение о диалектике или теория диалектики.Выступает как

отражение отражения.Называется учением о диалектике,теорией диалектики.

Диалектика может быть материалистической и идеалистической.Мы

рассматриваем материалистическую диалектику.Материалистическая диалектика

представляется в виде целостной системы,в которой каждый закон,каждая

категория занимают строго определён-

ное место и находятся во взаимосвязи с другими законами и

категориями.Знание такой системы позволяет наиболее полно раскрыть

содержание всеобщих свойств и связей действительности ,всеобщих форм

бытия,диалектических закономерностей движения и развития.

Диалектика как категория имеет ряд характеристик.Диалектика-

наука о наиболее общих законах всякого движения.

Ныне в науке аксиоматично и бесспорно положение о том,что наше

субъективное мышление и объективный мир подчинены одним и тем же законам и

поэтому в результатах противоречия м/у ними быть не может.

Современное естествознание признает наследственность

приобретённых свойств и этим расширяет субъект опыта,распространяя его с

индивида на род.

Диалектика как теория развития.Гегель установил,что истина

представляется не в виде собранных готовых догматических положений,истина

заключается в самом процессе познания,в длительном историческом развитии

науки,поднимающейся с низших ступеней на всё более высокие,но никогда не

достигающей такой точки,от которой найдя абстрактную истину,не должна

созерцать сложа руки.

Все общественные порядки,сменяющие друг друга в ходе

истории,представляют собой лишь приходящие ступени бесконечного развития

человека от низшей ступени к высшей.Каждая ступень необходима и имеет свое

оправдание для того времени и для тех условий,которым она обязана своим

происхождением.Для диалектической философии нет ничего раз и навсегда

установленного.

Диалектика как учение о единстве противоположностей.

"Диалектика-есть учение о том,как могут быть и бывают тождественными

противоположности,-при каких условиях они бывают тождественны,превращаясь

друг в друга-почему ум человека не должен брать эти противоположности,-за

мёртвое-застывшие,а за живое-условные,

подвижные,превращающиеся одна в другую."

Диалектика как метод познания.По этому поводу К.Маркс

писал:"Мой диалектический метод по своей основе не только отличен от

гегелевского,но является его прямой противоположностью.Для Гегеля процесс

мышления,который он превращает даже под именем идеи в самостоятельный

объект,есть демиург действительного.которое состовляет лишь его внешнее

появление.У меня же наоборот идеальное есть нечто иное,

как материальное,пересаженное в человеческую головуи преобразованное в ней.

Гегелевская диалектика является основной формой всякой

диалектики,но

лишь,после освобождения её от её мистической формы,а это-то как раз и

отличает от неё

мой метод."

Идея как предмет философии впервые был рассмотрен

Платоном.Идея у Платона есть то изначальное целое,что при всём многообразии

отдельных вещей делает их такими,а не иными;есть всеобщее,являющееся

основой всех отдельных вещей.Быть сущностью вещей и общим многим вещам,быть

существенным в них как бы их прообразом-таково свойство идеи.

Критика Аристотеля идеи Платона:-"идеи Платона как

самостоятельные сущности,отделённые от чувственно воспринимаемых вещей,не

объесняют ни бытия идей,ни познания вещей".

Идеи являются началом,объединяющим разрозненные факты в

единое целое,

в систему,они обеспечивают дальнейшеедвижение познания,находят тенденцию

вывода знания из тупикового или кризисного состояния.

Идея рождается из действительности в процессе предметно-

практической деятельности,общения и рефлексии,изменяющих эту

действительность.

Идея,в отличие от материи,есть конкретно-условное

воспроизведение реальности в процессе её дальнейшего развёртывания,проект

будущего развития действительности.

1)Метафизика.Философское учение о сверхчувственных

принципах бытия.Она представляет собой философский метод,рассматривающий

явления в их неизменности,вне системы,в независимости друг от

друга,отрицающий внутренние противоречия как источник

их развития.

2)Догматизм-возникает на основе метафизики.Он как метод

предпологает метафизически одностороннее,схематическое,окостеневшее

мышление,оперирующее догмами.Слепая вера в авторитеты,защита устаревших

положений составляют суть догматизма.В рабочем движении догматизм приводит

к вульгаризации марксизма, оппортунизму,политическому авантюризму.

3)Софистика-учение,основанное на преднамеренном

нарушении законов логики,путем приложения различных

уловок,выдумки,головоломки,мнимых доказательств.

Софистика добивается кажущейся обоснованности субъективным

путём,используя недостаточность логического и семантического анализа.

4)Эклектика-как метод предпологает механическое

соединение разнородных, часто противоположных

принципов,взглядов,теорий,элементов.Например,материи и сознания,бытия и

жизни.

Общим между категориями и законами является то,что и

те,и другие отражают всеобщие законы бытия,всеобщие стороны и

связи.Взаимопроникновение противоположно-

стей,взаимопереход количества и качества,повторение пройденного на новой

основе, отражаемые в основных законах диалектики,так же универсальны,как

отношение,причина и следствие,необходимое и случайное,форма и

содержание,выражаемые в соответствующих категориях.

Различие категорий и законов.

Различий категорий и законов возникайт на основе предмета отражения.

1.а) Категория отражают общие связи,отношения,свойства и стороны

объективной действительности;

б) Законы отражают только всеобщие связи и отношения объективной

действительности,но не отражают свойства и стороны.

2. Категории и законы различаются по форме отражения.

а) Категории являются особым видом внимания;

б) Законы диалектики,как и другие,представляют собой особый вид

суждений.

Рассмотрим три закона диалектики:

--- Закон единства и борьба противоположностей,

--- закон взаимного перехода количественных и качественных изменений,

--- закон отрицания отрицания.

Из этого нельзя сделать вывод о том ,что будто бы законы этим и

ограничеваются.

Законов целое множество,есть и не познаные.Но этим мы здесь выделяем

основные.

Испокон веков внимание разума привлекали как противоречивостьхарактеризуют

диалектическую суть взаимодействия элементов бытия,мировоззрения и

методологии

познанания и действия.Противоречивость бытия познается лучше тогда ,когда

мы знаем

что такое противоречие.Противоречие представляет собой определенный тип

взаимо--

действия различных и противоположных сторон ,свойств,тенденций в составе

той или

иной системы или между системами ,процесс столкновения противоположных

стремлений

и сил .

Абсолютно тождественных вещей не бывает: они различны внутри себя и между

собой.

Диалектическими противоположностями называются одновременно взаимо

исключающие

и взаимопредпологающие друг друга стороны,тенденции того или иного

целостного,

изменяющегося предмета (явления,процесса).

Формула "Единства и борьбы" противоположностей выражает напряженное

взаимодей--

ствие "полярных"свойств,изложений движения,развития.

"Растение,животное,каждая клетка в каждое мгновение в своей жизни

тождественны с

собой и тем не мение отличаются от самих себя благодаря усвоению и

выделению ве--

ществ ,благодаря знанию,образованию и отмиранию клеток,благодаря

происходящему процессу циркулиции-словом,благодаря сумме непрерывных

молекулярных изменений

которые составляют жизнь и общие итоги которых выступают воочию в виде

жизненных

фаз:эмбриональная жизнь,юность,половая зрелость,процесс

размножения,старость,

смерть"

Используя закон единства и борьбы противоположностей всеобщего вообще и

любой

объект в частности можно расценивать их как соединение двух гипотетических

начал-му-

жского и женского.Мужчина и женщина отнюдь не демонстрируют наличие сугубых

проти-

вополдожностей,напротив,человек с любой точки зрения-

анотомической,психологической,

философской-есть подвижный результат двух начал.Вспомните миф о Меркурии-

две

Земли переплитаются в не поддающихся узорах,и только тогда,когда Апполон

бросает

золотой жезл,они образуют вокру него гормоническую фигуру.

Любая ориентация,стремление опредиляет мужское в мужчине,женское в

женщине.

Движение слева направо,вверх,от центра к переферии-мужское.

Справа влево,вниз,от переферии-женское.

Отсюда минимум два вывода:

1) любое "слева" уже подразумевает "направо";

2) любое "вверх" имеет смысл, если известен "низ".

Все направления легитимны тогда,когда имеется центр.

Противоречие-выражает внутренний источник всякого

развития,движения.Познание

внутреннего (сущностного) и внешнего (формального) противоречия отличает

диалектику

от метафизики."Диалектика есть изучение противоречия в самой сущностей

преметов"

"Диалектическое противоречие есть единство взаимоисключающих (взаимно друг

друга

обуславливающих),т.е.взаимодействующих противоположностей"."Единство

тождества

и различия-такова диалектическая форма противоречия"

Противрположности характеризуются как взаимообусловленные и

взаимодействующие

стороны диалектического противоречия.Противоположности,по словам

Гегеля,"имеют

против себя" не просто иное,а "cвое иное".Диалектика противоречия отражает

двойственное

отношение внутри целого:1.Единство противоположностей.2.Их борьбу.

Типы (виды) противоречий:

а) внутренние и внешние.Внутренние противоречия-это противоречия между

элиментами

структуры;а внешние -это противоречия различных систем,явлений.Общество и

природа,организм и среда.

б) Основные и неосновные,главные и неглавные.Пример:Взаимные превращения

нейтрона,протона,электрона,мезона в ядре атома представляют собой процесс

непрерывного возникновения и разрешения противоречий,но это не приведет к

изменению атома-полярность ядра,электронные оболочки остаются!

В материалистической диалектике отрицание рассматривается как необхдимый

момент развития,условие качественного изменения вещей.

Отрицание означает превращение одного предмета в другой при одновременным

переходе первого на положение подчиненного и преобразованого элемента в

составе второго,что называется снятием.

Диалектическое отрицание включает в себя триединный процесс:

1) деструкции (разрушения,преодоления,изживания),прежнего;

2) кумуляции (накопление,суммирование)-(частичного

сохранения,препятственности,трансляции);

3) конструкции (формирования,создания нового).

Отрицание отрицания предпологает цикличность,относительную повторяемость

поступаемость.

Примеры диалектического отрицания в истории России:

1.Переход от языческой веры вк православной-Крещение Руси-это поворот к

Западу отрицанием Востока.

2. Татаро-монгольское иго-переход от феодального Запада к азиатскому

Востоку.

3. Петровские реформы - ориентировка России с Востока на Запад.

4. Револиция 1917 года-вектор времени снова направляется с Запада на

Восток.

5. Идет перестройка-признаки идеализации Запада.Неужели опять,уже третий

раз ориентировка на Запад?

Закон количественных и качественных изменений имеет категории:

1. Качество-это совокупность свойств,указываемых на то ,что представляет

собой вещь,чем она является.

2. Количество-это совокупность свойств,характеризующих величену вещи,ее

размеры.

1. Качество-такая определенность предмета (явления,процесса),которая

характеризует его как данный предмет,обладающий совокупностью присущих ему

свойств и принадлежащий к класу однотипных с ним предметов.

2. Количество-характеристика по степени развития или интенсивности

присущих им свойств,выражаемая в величинах и числах.

Каждая отдельная вещь обладает бессчисленным количеством свойств,единство

которых означает ее качество.

Мера-диалектическое единство качества и количества или такой интервал

количественных изменений,в пределах которого сохраняется качественная

определенность предмета.

Скачок-переход количественных изменений в качественные или переход из

одного количественного состояния в другое в результате превращения меры.

Свойство-сторона предмета,обуславливающая его различие или сходство с

другими предметами и проявляющаяся во взаимодействии с ним.

Своиства бывают специфическими и общими;

-главными и неглавными,

-необходимыми и случайными,

-существенными и несущественными,

-внешними и внутренними,

-совместимыми и несовместимыми,

-отдельными и неотдельными,

-естественными и искуственными,

3. Категории диалектики разнообразны,сложны по своей природе.Они выражают;

1. Универсальные связи бытия.-Единичное и общее.Явление и сущность.

В мире все взаимносвязано.эта взаимосвязь имеет универсальный характер и

пронизывает все бытие.

Формы взаимосвязи могут иметь форму:связи единичногои общего;части и

целого; индивидуального и варируемого и т.д. Диалектика позволяет познать

сложные истины,противоречивые универсальные связи бытия,используя

категории.

Философские понятия,отражающие универсальные связи бытия,образуют группу

категорий диалектики.

Эти категории,как правило,парные:отражают"полярные" стороны

явлений,вещей,процессов.В процессе познания категгорий,отражающих

многообразие связей реальногомира,можно выделить два категориальных ряда:

а) первый категориальный ряд выражает "устройство" и "организованность"

бытия.К этому ряду можно отнести следующие парные категории

диалектики:"единичное и общее","многое-единное","сходство-

различие","качество-количество","простое-сложное","часть-целое","конечное-

бесконечное","форма-содержание" и т.д.

б) Другой категориальный ряд выражает универсальные связи детерминации.К

ним относятся:"явление-сущность","причина-следствие","случайность-

необходимость","возможность-действительность" и д.р.Первый ряд категорий

можно назвать "горизонтальнами",а "второй"-"вертикальным".

Даем смысловое разъяснение категорий:

1) Единичное и общее.Свойства и связи,присущие только данному

образованию,отсутствующие у других называются единичными.Единичное

характеризует отдельный предмет ,явление,вещь,отличающуюся по своим

пространственным,временным и другим свойствам от иных.Все то что

неповторимо в явлении присуще только ему,отсутствует у других явлений,можно

назвать единичным .Общее-то,что повторяется в других явлениях,что присущее

не одному,а многим явлениям.Общее-это объективно существующее сходство

единичных предметов,их однотипность,принадлежность к одной и той же группе.

Общее существует в отдельном,отдельное выражает черты общего.Над

единичным "властвует" общее,которое безжалостно "заставляет"

последовательно гибнуть единичное как переходящее во имя сохранения общего

как что-то устойчевое;единичное умирает,но род живет.

Всякое общение лишь приблизительно охватывает все отдельные

предметы,rоторые имеют единтичное наряду с повторяющимися сввойствами-

неповторимое.

2) Явление и сущность.Эти категории позволяют осмыслить всеобщие связи

бытия путем соотнесения поверхностных и глубинных уровней действительности.

Внешние,наблюдаемые,означаемые,более подвижные,изменчивые характеристики

предмета называется явлением.Внутренние ,глубинные,скрытые,относительно

устойчивые характеристики предметов,определяющие их природу,называются

сущностью.Эти явления выступают комплексно,как совокупность.

Одни утверждают:форма проявления и сущность вещей совпадают.Если это было

бы верно,nогда наука была бы излишней.

Другие предпологают:явление и сущнось не имеют общую связь.Если это

считать верным,nо тогда невозможно познания сути вещей.По Канту явление-это

форма опытно постигаемого человеком бытия.

Платон:сущность тождественна идеи (эйдосу) ,она не сводима к

телесным,чувственновоспринемаемым формам бытия.Она есть некий исходный

образец для всего возникающего и пребывающего.

Аристотель: сущность-это вещи,наделенные особой активностью форм как

некоторый принцип,олицетворяющий косную материю,в совокупности с которой и

образуются все вещи.Заключение.

Сущность вещей материальна,представляет собой совокупность свойственных ей

необходимых сторон и связей,и существует она независимо от человеческого

сознания.Существуя реально,онаорганически связана с явлением,раскрывает

свое содержание только в нем,через него."Сущность-по Ленину-

является,явление-существенна".

Структурные связи.-Часть и целое;Форма и содержание;

Элемент и структура.

Расположение вещей бывает:

а) либо стуктурное

б) либо хаотическое

Любая структура составляет целое,которое состоит из частей.Целое,в

известной степени,

рассматривается как результат сочитания частей того или иного предмета,а

части-как такие

"предметы",которые в своей совокупности образуют новые,сложные предметы.

Такое утверждение примитивно,прямолинейно.Целое может быть

и сбором составляющих частей,где части могут быть собраны спонтанно.Такое

целое не представляет ценности.Целое должно иметь целостность.Целостность

имеет различные типы:

а) сруктурный тип целостности отражает связи строения.

б) функциональный тип целостности-принципы действия.

в) генетический тип целостности характеризует развитие.

Целое представляет собой предмет,включающий в себя,в

качестве составных частей,другие,органически связанные между собой

предметы,и обладающие такими свойствами ,которые не сводятся к свойствам

составляющих его частей.

С категориями сущность и явление,часть и целое тесно

связаны категории-содержание и форма.Под содержанием понимается категория

материалистической диалектики,обозначающая совокупностьвсех взаимодействий

и обуславливаемых ими изменений,свойственных явлению.Формой явления

называется относительно устойчивая система связей моментов содержания,его

структура.Понятие "структура" обозначает способ сочетания и взаимосвязи

элементов целого.Понятие "элемент" обозначает компоненты, составляющие

какое-либо целое и находящиеся между собой в определённой взаимосвязи

и взаимозависимости.

Понятие "часть" представляет собой

характеристику,"винтик","клеточку" целого.

Связи детерминации.Детерминизм-это учеие о всеобщей

взаимообусловленнсти

объективных явлений.

В основе этого утверждения-универсальная связь всех явлений.

Исходной категорией детерминизма является понятие связи и

взаимодействия.

Сущность детерминизма раскрывается наиболее полно путём

использования таких категорий,как

"причина","следствие","закономерность","сущность","явление","необходимость"

и "случайность","свобода","возможность","действительность".

Эти категории используются,как парные

категории.Характеристики их:

1.Причина и следствие.

а) Причиной называется взаимодействие материальных образований или

элементов,их составляющих,обуславливающее соответствующие изменения.

б) Следствием называются изменения, возникающие во

взаимодействующих формах или материалы их образованиях в результате их

взаимодействия.

2.Необходимость и случайность.

а) Необходимостью называются свойства и связи,обусловленные

внутренними причинами вещи,явления,внутренней природой

элементов,составляющих материальное образование.

б) Случайностью называются свойства и связи,имеющие причину

своего существования в другом,обусловленные стечением внешних

объстоятельств.

Случайность и необходимость,возможность и действительность.Что

общего может быть между Наполеоном,который родился в 1760 г. и

Гитлером,родившемся в 1889 г.-разница в возрасте 129 лет.Наполеон пришёл к

власти в 1804 г.,Гитлер в 1933 г.-разница-129 лет. Наполеон напал на Россию

в 1812 г.,а Гитлер в 1933 г.-опять разница -129 лет.Наполеон проиграл войну

в 1816 г.,а Гитлер в 1945 г.-разница 129 лет.

3.Возможность и действительность.

а) Возможностью называется тенденции ,предпосылки возникновения

и развития,а действительностью называется то,что уже появилось реально.


Рекомендуем

Опрос

Какой формат работ для вас удобней?

doc
pdf
djvu
fb2
chm
txt
другой


Результаты опроса
Все опросы