Меню

Теги для нашей библиотеки:

Рефераты бесплатно, доклады, курсовые работы, рефераты бесплатно, реферат, рефераты, рефераты скачать, Рефераты бесплатно, большая бибилиотека рефератов, и многое другое.


  Детерминизм и индетерминизм

Детерминизм и индетерминизм

ДЕТЕРМИНИЗМ

1. Детерминизм и индетерминизм

1.1. Детерминизм: основные этапы развития

Методологический принцип детерминизма является одновременно и

основополагающим принципом философского учения о бытии. Сам термин

"детерминация" происходит от латинского determine (определяю) и может быть

расшифрован как обязательная определяемость всех вещей и явлений в мире

другими вещами и явлениями. Зачастую вместо предиката "определяемость" в

эту формулировку подставляют предикат "обусловленность", что придает самой

формулировке двусмысленность, ибо создается впечатление, что

детерминирующие факторы таким образом сводятся только к условиям, хотя

последние при всей своей значимости являются лишь одним из этих факторов.

Среди многообразных форм детерминации, отражающих универсальную

взаимосвязь и взаимодействие явлений в окружающем мире, особенно выделяется

причинно-следственная, или каузальная (от лат. causa — причина), связь,

знание которой ничем не заменимо для правильной ориентировки в практической

и научной деятельности. Поэтому именно причина выступает важнейшим

элементом системы детерминирующих факторов. И все же принцип детерминизма

шире принципа каузальности: кроме причинно-следственных связей он включает

в себя и другие виды детерминации (функциональные связи, связь состояний,

целевую детерминацию и т.д.).

Детерминизм в своем историческом развитии прошел два основных этапа —

этап классического (метафизического, механистического) детерминизма и этап

детерминизма постклассического, диалектического по своей сущности.

В истоках метафизической трактовки детерминизма мы обнаруживаем

атомистическую концепцию Демокрита, которая (в отличие от концепции

Эпикура) отрицала случайность, принимая ее просто за непознанную

необходимость. Такой детерминизм в дальнейшем развивается Ф. Бэконом, Т.

Гоббсом, Б. Спинозой, Р. Декартом, Ж. Ламетри, П. Гольбахом и другими

философами Нового времени. Опираясь на труды своих предшественников и на

основополагающие идеи естествознания И. Ньютона и К. Линнея, французский

астроном и математик П. Лаплас в работе "Опыт философии теории

вероятностей" (1814) довел идеи механистического детерминизма до

логического конца: он исходит из постулата, согласно которому из знания

начальных причин можно всегда однозначно вывести следствия.

Интересно отметить, что уже к началу того же самого XIX века под

влиянием развития теории вероятностей (которой занимался П. Лаплас),

социальной статистики и т.д. возник целый ряд вопросов, не разрешимых с

позиций лапласовского детерминизма:

1. Как совместить его концепцию с эмпирическими наблюдениями,

выявляющими отклонения от необходимости, отсутствие "чистого" проявления

закона во всех его конкретных воплощениях?

2. Как совместить механизм лапласовского детерминизма с теорией

вероятностей, оперирующей понятием "случайность"?

В трудах Лапласа здесь противоречия не было, ибо он истолковывал

субъективистски и случайность, отождествляя ее с незнанием причин, и

вероятность, относя ее к нашему знанию о процессе (объекте), но не к самому

процессу (объекту)[1]. В действительности же вероятность, как уже

говорилось, определяет степень возможности проявления объективного по своей

природе случайного явления.

Размышления над этими вопросами исподволь подтачивали устои

лапласовского детерминизма, но прорыв к более широкому пониманию

определенности в мире был осуществлен благодаря двум эпохальным событиям в

естествознании — дарвиновской теории происхождения видов и в особенности

появлению квантовой механики. Выяснилось, что многие законы, объясняющие

мир, носят статистический характер, то есть не допускают однозначной

предсказуемости и, следовательно, являются законами вероятными.

Говоря об этом постклассическом, диалектическом этапе в развитии

детерминизма, мы не можем не вспомнить Эпикура, в учении которого о

самопроизвольном отклонении атома от прямой линии в зародыше уже

содержалось современное понимание детерминизма.

1.2. Индетерминизм

Но поскольку сама случайность у Эпикура ничем не определяется

(беспричинна), то без особых погрешностей можно сказать, что от Эпикура

прослеживается начало и противостоящего детерминизму учения —

индетерминизма.

В истории философии известны два вида индетерминизма:

1. Так называемый "объективный" индетерминизм, начисто отрицающий

причинность как таковую, не только ее объективную данность, но и

возможность ее субъективистского истолкования.

2. Идеалистический индетерминизм, который, отрицая объективный

характер отношений детерминации, объявляет причинность, необходимость,

закономерность продуктами субъективности, а не атрибутами самого мира. Это

значит (у Юма, Канта, многих других философов), что причина и следствие,

подобно иным категориям детерминации, суть лишь априорные, т.е. полученные

не из практики, формы нашего мышления. Многие субъективные идеалисты

объявляют употребление этих категорий "психологической привычкой" человека

наблюдать одно явление следующим за другим и объявлять первое явление

причиной, а второе следствием. Разумеется, подобная "привычка" (ошибка)

нередко встречается, на что обращает наше внимание элементарная логика,

именуя эту ошибку следующим образом: Post hoc ergo propter hoc — "после

этого значит по причине этого". Но ведь дело не в ошибках отдельных людей.

Дело в том, что наши понятия "причина", "следствие" и т.п. почерпнуты из

познания самой объективной действительности, в которой причинно-

следственные связи и другие виды детерминации реально существуют.

Вполне понятно, что открытие статистических (вероятностных)

законов было использовано индетерминистами для новых, более

аргументированных попыток опровержения детерминизма. Здесь происходило

примерно то же, что отмечалось и на других участках философского фронта в

связи с проникновением в этот странный, необычный внутриатомный мир:

подобно тому обнаружение непонятных и необъяснимых с позиций классической

науки черт этого мира породило и тезис об исчезновении причинности. На

самом же деле исчезли не материя и причинность, а тот предел, до которого

мы знали их, наши представления о материи и причинности стали шире и

глубже.

2. Причина и следствие

2.1. Причинность как "частичка" всемирной связи

Причинно-следственная связь явлений выражается в том, что одно явление

(причина) при определенных условиях обязательно вызывает к жизни другое

явление (следствие). Соответственно можно дать и рабочие определения

причины и следствия. Причина есть явление, действие которого вызывает к

жизни, определяет последующее развитие другого явления. Тогда следствие

есть результат действия определенной причины.

В детерминацию явлений, в систему их определенности наряду с причиной

входят и условия — те факторы, без наличия которых причина не может

породить следствие. Это означает, что причина сама по себе срабатывает не

во всяких условиях, а только в определенных. В медицине, например,

существует такое выражение: "Каждый человек инфицирован, но далеко не

каждый является инфекционным больным". Действительно, в каждом из нас могут

быть обнаружены те или иные инфекционные агенты (палочка Коха и т.п.), но

соответствующей болезнью (в данном случае туберкулезом) человек заболевает

только в определенных условиях — хроническое переохлаждение или пребывание

в сырости, истощение организма в результате недоедания, недосыпания и т.д.

Среди условий встречаются более существенные и менее существенные. При

этом иногда удельный вес условия в общей детерминации настолько велик, что

дает повод для смешения его с самой причиной. Чтобы избежать этого в своей

практической и научной деятельности, нужно всегда помнить, что при всей

схожести условий и причины между ними есть принципиальное различие, причина

и следствие связаны между собой генетически, то есть причина порождает

следствие, в то время как условие ни в коем случае не порождает, а лишь

способствует ее порождению.

Различают условия необходимые и достаточные. Совокупность необходимых

условий определяет реальную возможность порождения данного следствия, но

эти условия должны быть не только необходимы, но и достаточны, ибо только в

этом случае возможность может превратиться в действительность. Категории

"возможность" и "действительность" будут нами рассмотрены несколько позже.

В систему детерминации явлений (в особенности общественных) зачастую

входит повод — тот или иной фактор, обуславливающий лишь момент, время

возникновения следствия. Как правило, в качестве повода выступает фактор

несущественный, случайный по отношению к основным причинно-следственным

связям, поэтому он не может оказать и существенного воздействия ни на

причину, ни на следствие. Так обстоит дело с поводами, приводящими к началу

войн, революций, других исторических событий. Вспомним в связи с этим

расстрел демонстрации 9 января 1905 года и начало первой революции,

убийство австрийского эрцгерцога в Сараеве в 1914 году и начало первой

мировой войны и т.д. Во всех подобных случаях повод играет роль пускового

механизма, спускового крючка, заставляющего причину срабатывать. Идентичную

роль повод выполняет и в других сферах, в частности в развитии научного

познания. Однажды Н.И. Лобачевскому поручили прочитать курс лекций для

казанских чиновников, не имевших среднего образования. По ходу одной из

лекций он несколько раз вынужден был возвращаться к пятому постулату

Эвклида (о параллельности прямых), но каждый раз обнаруживал полное

непонимание его чиновниками. Тогда Лобачевский решил: "Если постулат не

понимают, может быть он не верен?" Повод этот привел Лобачевского к

глубоким раздумьям, в результате которых появилась его неэвклидова

геометрия. Причиной же ее появления, разумеется, были явления более

существенные: противоречия, накопившиеся в самой геометрии.

2.2. Возможность и действительность

После того как мы познакомились с основными элементами каузальной

детерминации (сама причина, условия, повод), логично перейти к рассмотрению

категорий "возможность" и "действительность".

До сих пор, рассматривая категории "необходимость и случайность",

"причина и следствие", мы имели в виду действительное (актуальное) бытие

предметов и явлений. Но кроме бытия действительного существует, как уже

отмечалось, бытие возможное, потенциальное, то есть все, что со временем

станет действительным, выступает сначала как возможное. Движение, по

Аристотелю, и есть "осуществление возможного как такового".

Само понятие "действительность" употребляется в философской литературе

в двух смыслах. В широком смысле под действительностью понимается весь

реальный мир, и тогда действительность включает в себя и собственные

тенденции, способности к развитию, т.е. возможности. В узком смысле под

действительностью имеют в виду не всякое бытие, а лишь сформировавшееся,

развившееся.

В этом узком смысле мы говорим о действительности, соотнося ее с

парной ей категорией возможности. Возможность есть закономерная тенденция

развития объекта, при определенных условиях переходящая в действительность.

Тогда действительность есть реализованная возможность. Возможность так же

объективна, как и действительность. В этом человек убеждается при

созерцании непрерывных изменений в окружающем мире, а также в ходе своей

практической деятельности по мере превращения цели (возможности) в

результат (действительность).

Любая возможность представляет собой такое состояние в развитии, когда

часть необходимых детерминирующих факторов уже налицо, но "комплект" их еще

недостаточен, либо такое состояние, когда этот "комплект" уже представлен,

но составляющие его компоненты еще недостаточно зрелы. С учетом этого

различают возможности реальные и формальные. Под реальными возможностями

имеются в виду также возможности, которые определяются необходимыми

свойствами и связями предмета (например, возможность перехода вещества из

одного агрегатного состояния в другое). Формальные же возможности

определяются случайными свойствами и связями предмета, причем это множество

случайностей должно пересечься в одной точке. Воспользуемся известным

гегелевским примером с турецким султаном, который может стать Папой

Римским. При каких условиях это может произойти? Во-первых, нужно, чтобы

султан-мусульманин вдруг захотел обратиться в христианскую (и именно

католическую) веру, что не вытекает с необходимостью из его природы

человека, тем более человека такого высокого ранга. Во-вторых, нужно, чтобы

он стал католическим священником и дослужился до кардинала, ибо иначе он не

может быть кандидатом в Папы, и весь этот путь тоже унизан случайностями. В-

третьих, нужно, чтобы на самих выборах (в этой своеобразной точке

бифуркации) он получил предпочтение перед другими, равными ему, а может

быть, даже превосходящими его, кандидатами. Согласимся, что такую

витиеватую возможность превращения турецкого султана в Папу Римского нельзя

назвать реальной.

В свою очередь, реальная возможность предстает перед нами в двух

ипостасях; в одних ситуациях как возможность абстрактная, в других — как

конкретная. Абстрактной возможность предстает перед нами тогда, когда для

ее реализации на данной стадии все необходимые для этого факторы еще не

выявились, но закономерно должны обнаружить себя на следующей. Конкретная

возможность связана, таким образом, с полным набором факторов, необходимых

для ее превращения в действительность.

В последнее время в связи со становлением синергетики как одного из

общенаучных методов выделяют также возможности обратимые и необратимые.

Обратимой возможностью называется такая возможность, с превращением которой

в действительность первоначальная действительность становится возможностью;

необратимой — такая, с превращением которой в действительность

первоначальная действительность становится невозможной[2]. В качестве

примера обратимой возможности можно вернуться к процессу перехода из одного

агрегатного состояния в другое: каждый раз для вещества сохраняется

возможность возвращения в первоначальное состояние, ибо данный процесс

представляет собой не развитие, а просто изменения. Там же, где налицо

процесс развития, мы имеем дело с необратимой возможностью: из стадии

"взрослости" никак нельзя физически вернуться на стадию "детства".

Любую возможность, даже формальную, следует все же отличать от

Страницы: 1, 2


Рекомендуем

Опрос

Какой формат работ для вас удобней?

doc
pdf
djvu
fb2
chm
txt
другой


Результаты опроса
Все опросы