Меню

Теги для нашей библиотеки:

Рефераты бесплатно, доклады, курсовые работы, рефераты бесплатно, реферат, рефераты, рефераты скачать, Рефераты бесплатно, большая бибилиотека рефератов, и многое другое.


  Даосизм как религия и философия

Даосизм как религия и философия

Институт экономики и финансов

[pic]

реферат

По курсу: философия

тема: «Даосизм как религия и философия»

© выполнил: студент очного отделения

311 группы

Павлов П.С.

проверил:

Медведев В.И.

Санкт-Петербург

2004 г.

Содержание:

Введение....................................................................

................... 3

1. Что такое

даосизм.....................................................................

.... 3

2. Даосизм: история возникновения и

развития......................................................... 6

3. Лао-Цзы: миф или

реальность..................................................................

................ 10

4. Мир Дао дэ

цзина.......................................................................

................................ 14

5. Даосизм как образ

жизни.......................................................................

................... 17

5.1. Тренировка тела и

духа........................................................................

.................. 19

6. Влияние даосизма на китайскую прозу, живопись,

театр..................................... 22

7. Связь даосизма с

религией....................................................................

.................... 24

8. Значение даосизма для философии и культуры

Китая.......................................... 24

Заключение...............................................................

...................................................... 26

Список

литературы..................................................................

.................................. 27

Введение

Духовные ценности и культурные традиции Востока характеризуются

многотысячелетней историей их развития. Обращение к ним показывает, что

трактовать историю и культуру Востока лишь в терминах его социально-

экономической отсталости неверно.

Достижения культур, и особенно философской мысли Востока могут быть

адекватно поняты и интерпретированы только в том случае, если мы

отнесемся к Востоку, как к самостоятельному и самоценному феномену, а к

его историческому пути как к особому, специфическому - пусть с замедленными

по сравнению европейскими темпами - развитию в рамках издавна сложившейся и

крайне медленно меняющейся социально-экономической структуры.

Общность восточной философии заключается в особых кардинальных

философских установках, в трактовке проблем натурфилософии и антологии,

т.е. загадок мироздания и бытия. Для Востока характерны сближение микро- и

макромира, сущего и не-сущего, материального и идеального, широкие

семантические и идеологические ассоциации. Адекватный анализ классических

даосско-конфуцианских мыслей в терминах, выработанных на основе

европейской традиции с ее основным вопросом философии в качестве основного

пункта споров, бесплоден. Попытки определить с точки зрения основного

вопроса философии сущность школ Востока дала лишь незначительные

результаты. Это говорит о принципе взаимопроникновения и смешения

нерасчлененных оппозиций в восточной философии. Специфика первоосновы

мышления с ее размытым в рамках широкого семантического ареала монизмом

понятий и терминов лежит в основе призыва к гармоническому слиянию человека

с универсумом, достижение которого является целью ряда учений. Отсюда и

акцент на сближение с природой, соединение с ней в нечто единое, общее,

цельное. Кроме того, проблемы социальной этики, поведение человека,

политическая администрация, совершенствование мира в соответствии со

своими взглядами и принципами - все эти вопросы находятся в центре

рассмотрения древнекитайских философских школ.[1]

1. Что такое даосизм

Что такое даосизм? Вопрос этот с давних пор привлекает внимание

исследователей Китая, однако дать на него краткий и ясный ответ оказалось

совсем не просто. Ибо «даосизм» - понятие на редкость многомерное и

многозначное.

(Даосизм (Taoism[e]) —термин европейской науки, обозначающий одно из

главных направлений китайской философии и традиционную религию Китая.

Впервые термин “даоши” (даосы) был введен в употребление конфуцианцами

приблизительно во II в., а то, что они исповедовали, стали называть “дао

цзяо” — (даосизм). Позже стало принято разделять даосизм на философский

(дао цзя — “школа Дао”), с его строгими и многоступенчатыми построениями, и

религиозный (дао цзяо — “учение Дао”, “почитание Дао”), с верой в духов,

поклонением местным божествам, в том числе и Лао-Цзы.(

Значимость слова «дао» в Китае

(Дао (“путь”, “подход”, “график”, “функция”, “метод”, “закономерность”,

“принцип”, “класс”, “учение”, “теория”, “правда”, “мораль”, “абсолют”) —

одна из важнейших категорий китайской философии. Эквивалентами дао часто

признаются Логос и brahman.(

Понятие дао в истории китайской мысли является наиболее универсальным и

всеобъемлющим. Являясь идейным стержнем не только всей натурфилософии и

онтологии, но во многом социологии, этики, медицины, астрологии, это

понятие по праву можно назвать квинтэссенцией философии традиционного

Китая. Дао как изначальная верховная всеобщность, как великий закон

природы и первопричина всего сущего, как высшая абсолютная реальность,

из гигантского пути-потока которой рождается феноменальный мир, чтобы, в

конце концов, уйти туда же и затем появиться вновь, но уже обновленным, на

протяжении тысячелетий воспринималось в Китае в качестве генеральной

нормы бытия. Вне дао китаец, коль скоро он вообще иногда задумывался и

хоть сколько-нибудь знал об этом, принципов бытия в философском смысле

данного слова не мыслил. Неудивительно, что дао как фундаментальная

категория китайской философии принималась везде и всегда всеми школами и

направлениями.

Слово «дао», от которого происходят слова «даосизм», «даосы»,

«даосский», и т.д., принадлежит всей китайской мысли, и каждый философ или

ученый древнего Китая видел в нем обозначение истины или, точнее,

глубочайшей правды и праведного пути жизни. Все китайские мудрецы -

приверженцы Дао. А получилось так потому, что в Китае ценили не

отвлеченную, логически выводимую истину, а именно жизненную мудрость,

которая, как плод, с течением времени, предстает итогом долгого жизненного

пути и требует внутренней, часто даже неизъяснимой убежденности в своей

правоте. В конце концов, у каждого своя правда, ибо у каждого - свой

жизненный путь. Каждый может сам себе быть даосом - «человеком Дао». А

почему бы и нет.

Пытаться очертить внешние, формальные рамки даосизма - дело почти

безнадежное. Эти рамки, как легко убедиться, чрезвычайно неопределенны и

изменчивы. Но тот, кто способен посвятить свою жизнь постижению внутренней

правды в себе, кто увидит в этой правде непреходящий, вечно живой завет и

поймет, сколь далека она от «тьмы низких истин» света, рано или поздно

откроет в даосизме глубокое, жизненное и очень последовательное учение.

Лучший способ понять, что такое даосизм, - научиться ценить в жизни

не умное, даже не доброе, а просто долговечное, неумирающее, что бы то ни

было. Долговечна же не абстрактная истина, а искренность чувства,

бесконечно долго предвосхищаемого, ожидаемого и потому бесконечно долго

памятуемого. Мудрость Дао обращена к сердцу каждого человека, и без

радостного и бескорыстного душевного отклика, которым держится жизнь

каждого существа, стоит немного.

Даос живет тем, что живо вовеки; он живет самым надежным - капиталом

духа. А это значит, что даосизм есть, прежде всего, оправдание традиции.

Правда Дао - это то, что дается нам прежде, чем мы познаем сами себя, и она

есть то, что перейдет от нас к будущим поколениям после того, как мы уйдем.

Что же это? Творцы даосской традиции дают по видимости туманный, а по сути

очень точный ответ: все то, что существует «само по себе» (цзы жань), что

не порождено людским умствованием и озабоченностью, что не несет на себе

печати натуги, напряжения, насилия.

Мудрость приверженца Дао - это не знание и не искусство, а некое

умение - совершенно неумелое - не затемнять суетным деланием великий покой

бытия; она прозрачна и светла, возвышенна и всеобъятна, как само небо.

Даосизм, таким образом, воплощает саму сердцевину восточной мысли,

всегда требовавшей от человека обрести полноту своего бытия через

самоустранение, явить глубину нежелания, которая таит в себе самое чистое,

самое одухотворенное желание. Даосизм поэтому не является философией, ибо

он не интересуется определениями понятий, логическими доказательствами и

другими процедурами чистого умозрения. Не является он и религией

трансцендентного Бога, требующего от своих поклонников веры и послушания.

Его нельзя, наконец, свести и к искусству, мастерству, практике в

собственном смысле слова, ибо мудрость Дао не утверждает необходимости что-

то делать. Скорее, даосизм - это путь цельного существования, в котором

умозрение и действие, дух и материя, сознание и жизнь оказываются собранным

в свободном, беспредельном, «хаотическом» единстве. Такое единство насквозь

парадоксально, и потому даосские учителя умолкают, когда от них требуется

объяснить их мудрость. Как сказано в книге «Дао-дэ цзин» - главном каноне

даосизма: «Знающий не говорит, а говорящий не знает».

И в другом месте: «Когда низкий человек слышит о Дао, он смеется.

Если бы он не смеялся, это не было бы Дао».

Мудрость Дао - это безумство мира сего. Безумство даже для того, кто

произносит слова о Дао, ясно сознавая невозможность говорения о сем

предмете. Нужно ли удивляться тому, что в традиционном образе даоса так

силен элемент иронии, юмора, до странности ненарочитого шутовства?

Шутовства, конечно, премудрого, ведь настоящий шут смеется над самим собой.

Во всяком случае, ничего примитивного и грубого, никакой дикарской

плененности инстинктом в даосском прославлении «естественности» нет.

Напротив, нужна необыкновенная ясность сознания и недюжинная сила воли для

того, чтобы воистину принять инстинкт, осветить его темные глубины светочем

духа, ввести бессознательную данность жизни в одухотворенный, по-

музыкальному изящный и законченный ритм бытия. Среди всех великих учений

мира даосизм стремится к достижению этой цели, пожалуй, с максимальной

серьезностью и настойчивостью.

Даосские мудрецы ничего не доказывают и не проповедают. Они даже не

учат какому-нибудь «образу жизни». Их цель - дать верную жизненную

ориентацию, указать путь к средоточию жизненного опыта -

вечноотсутствующему и вездесущему.

Не будучи в строгом смысле слова, как уже говорилось, ни философией,

ни религией, даосизм странным образом сочетает в себе черты и того и

другого. По учению даосов, воистину существует лишь великое Дао -

предвечное, бесконечное, немыслимое, не имеющее «образа, вкуса или запаха»;

никем не сотворенное, оно «само себе ствол, само себе корень»; оно

беспристрастно охватывает и вмещает в себя все сущее, подобно всеобъятному

и бездонному небу. Даосы называют его «Высшим учителем», «Небесным

предком», «Матерью мира», или даже «Творцом вещей», но они не ждут от этого

Первопринципа заинтересованности в их личной судьбе или судьбе целой

вселенной. Ибо в мире все происходит «само собой»: каждое мгновение времени

и каждая частица бытия совершенно самодостаточны.

Последнее утверждение означает, что и само Дао не является, в

сущности, принципом мироздания. Дао, как утверждается в даосской

литературе, «не может владеть даже собой», оно «обладает, не владея». Дао

ежемгновенно и непрестанно изменяется, изменяет себе, «теряет себя» в мире

конечного и преходящего. Но, поистине, нет ничего постояннее непостоянства.

В своем самопревращении Дао пребудет вечно. [2]

2. Даосизм: история возникновения и развитие

Китайский этнос — один из наиболее древних из существующих сейчас на

Земле. Он обладает уникальным набором качеств, выработанных на протяжении

многих тысячелетий развития. Причем, качества эти формировались под большим

влиянием оригинальных эзотерических методик совершенствования тела,

жизненной энергии, ума и сознания.

Предпосылки к возникновению даосизма коренились в религиозных

представлениях древности. Возможно, что его истоки связаны с шаманскими

верованиями царства Чу (бассейн р. Янцзы) и учениями магов (фанши) северо-

восточных царств Ци и Янь периода Чжаньго (“Сражающихся царств”, V – III

вв. до н. э.). В IV – III вв. до н. э. в результате философской рефлексии

на стихийно формировавшиеся в предыдущую эпоху представления возникает

учение, сторонники которого отнесены в историографическом сочинении II – I

вв. до н. э. к “школе Дао и Дэ”. Это учение представлено в таких

памятниках, как приписываемый полулегендарному мудрецу Лао-Цзы трактат “Дао

дэ цзин” и трактат “Чжуан-цзы”[3], в котором излагаются взгляды выдающегося

философа IV – III вв. до н. э. Чжуан Чжоу[4]. Однако, авторы данных текстов

еще не относили себя к какой-либо определенной философской школе. Это может

рассматриваться как свидетельство того, что появление “учения о Дао и Дэ”

еще не означало возникновения целостной идеологической системы. Из других

крупных мыслителей древности к основоположникам философии даосизма относят

Ле Юйкоу [5] и склонного к эклектизму Лю Аня[6].

Даосизм как религиозно-философская система формируется на рубеже н. э. в

результате синтеза Лао [-цзы] – Чжуан [-цзы] учения[7]; доктрин

натурфилософов иньян цзя[8]; концепции “духа” как предельного выражения

процесса изменений, описанного в “Чжоу и”; верований шаманов и магов;

представлений о “бессмертных святых” (сянь, шэнь сянь).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Рекомендуем

Опрос

Какой формат работ для вас удобней?

doc
pdf
djvu
fb2
chm
txt
другой


Результаты опроса
Все опросы