Меню

Теги для нашей библиотеки:

Рефераты бесплатно, доклады, курсовые работы, рефераты бесплатно, реферат, рефераты, рефераты скачать, Рефераты бесплатно, большая бибилиотека рефератов, и многое другое.


  Билеты по философии для аспирантов и соискателей

Билеты по философии для аспирантов и соискателей

Билет 1

2. Глобальные проблемы современности и главные общественно-политические

процессы.

Человек может существовать не иначе, как в рамках достаточно узкого

диапазона параметров физической среды, био-и социосферы. Человечество

держится на острие. ускорение процессов развития общества сопровождается

понижением уровня его стабильности. сопровождается состояниями

неустойчивости, возникают новые системные качества и аттракторы. Та как

человечество приобрело всепланетарный статус, то и его проблемы стали

носить глобальный характер. Неустойчивость внушает надежду, что малые

изменения могут привести к изменению всей структуры, что означает, что

индивидуальная деятельность совсем не бессмысленна. При этом мир, видимо,

навсегда лишился стабильности и гарантий непреходящих законов.

Особенно стали важны нелинейные системы и отношения, когда малый сигнал на

входе дает большой на выходе, и повышение темпоральности ---

чувствительности к ходу времени.

Экология. - наука, изучающая закономерности взаимодействия живого с

внешними условиями его обитания с целью поддержания динам равновесия

системы "общество-природа".

Развитие человечества, его производ сил столкнули челов с пробл

ограниченности прир ресурсов, возможного наруш динам равновесия системы общ-

прир. "Не стоит обольщаться победами над природой. За каждую такую победу

она мстит. Каждая из этих побед имеет правда в первую очередь те

последствия, на кот мы рассчитывали, но во втор и в третью очередь совсем

другие, непредвиденные последствия, кот очень часто уничтожают значение

первых." Мы все воюем с природой, а надо мирно существовать в ней.

Чел, превращая все большую часть природы в среду своего обитания,

расширяет границы своей свободы по отношению к природе, что должно

обострять в нем чувство ответственности за преобразующее воздействие на

нее. Здесь находит отражение общефил принцип: "чем полнее свобода, тем выше

ответственность".

В настоящее время глобальность эколог проблем требует от чел иного способа

мышления, новой формы самосознания - Экологического сознания. Это прежде

всего означает, что челов должно осознать себя как единое целое в своем

отношении к природе. Самое первое и главное условие сохранение равновесия и

гармонии с природой - это разумное сосуществование людей друг с другом.

Необходимо соединить усилия всех людей, всего человечества в решениях этих

проблем. В соврем обществе потребления решение эколог проблем невозможно...

Другие проблемы

невозможность затормозить тех прогресс, загрязнение. Нарушено ли хрупкое

равновесие между природой и чел. Уничтожение прир ископаемых, пресной воды,

лесов, видов животных. Вправе ли чел, осознавая ответственность перед лицом

Вселенной, изменять Землю?Действия людей носят некомпенсируемый характер.

Озоновый слой,парниковый эффект, проблема шума. Сам человек начинает

эволюционировать в техногенной среде. ведут мутации к негативному или к

полезному? Психические изменения в рез-те жизни в неестественных условиях.

Скука, апатия, безнадежность, мусор, теснота и др проблемы.

Демографические проблемы, учение Мальтуса о перенаселении.

Население растет в геометрической прогрессии, еда – в арифметической. При

этом проблема нехватки населения в развитых странах и переизбытка

рождаемости в Африке и Лат Америке. Вопрос о коэволюции человека и

животного. Вынос высоких технологий в космос и загрязнение космоса.

Проблема информационного потока. Проблема искусственного интеллекта и

механической жизни. Проблемы генной инженерии сейчас вышли на первый план.

Ну и так далее, словом, здесь можно говорить, не останавливаясь.

Нравственные проблемы. В связи с развитием науки встала проблема смерти,

ее определения. Когда можно констатировать смерть и когда можно вернуть

человека к жизни? В связи с этим стоит проблема эвтаназии как

безболезненной смерти, тем более уже появились приспособления для этого.

Проблема абортов, можно или нет, в основном нравственная проблема -- когда

можно говорить о жизни нового человеческого сущва? проблема борьбы со

СПИДом, наркоманией, алкоголем и возникающая при этом проблема милосердия.

Мутации --- повышение процента олигофреничных и аутичных детей, проблема их

адаптации в человеческом обществе. Новая точка зрения на эту проблему ---

если они не имеют развитого интеллекта, то почти все очень добры и

нравственные. Не есть ли это просто другие люди, не хуже нас?

При анализе глобальных проблем важно помнить, что их решение не есть дело

простое, а даже опасное. Человечество вступило в эпоху необратимого

развития, и предотвращение деградации человечества как элемента биосферы

сводится к формированию новой цивилизации. Становится вопрос разработки

Стратегии Человека, согласованной со стратегией природы. Понятие об

экологическом и нравственном императиве, то есть некоторые вещи, в

частности изменение некоторых свв окружающей среды недопустимо ни при каких

обстоятельствах. Это новые составляющие новой нравственности человечества.

актуальной задачей стало создание планетарного гражданского общества как

института, в рамках которого и возможна эффективная реализация стратегии

человечества, сопровождаемая формами контроля международных организаций.

Невозможность разделения этических и научных ценностей, следовательно,

новая этика, построенная на ответственности как на высшей ценности.

Концепция --- изменить путь современной цивилизации, совершив коренной

поворот в сторону глобальных духовных проблем, откуда и пойдет экономика и

др. Надо переориентировать людей с материальных ценностей на духовные, а то

сейчас общество есть общ потребителей, потребление стало целью, все

производится для того, чтобы потреблять. Чел попал в зависимость от вещей и

прогресса. Это наносит непоправимый урон дух миру чел, Необходимо дух

совершенствование.

Билет 2.

1Русская философия второй половины ХIХ – начала ХХ века: основные

представители и направления.Фил. мысль в Р. формировалась под влиянием

общемировой фил. Однако специф Р фил во многом складывалась под влиянием

социально културных процессов, происходивших на Руси. Христианизация Р.

сыграла огромную роль в становлении рус. фил мысли.Поиски рус ф-й мысли (16-

18в) проходили в противоборстве 2-х тенденций: 1)акценти-ровала вним-е на

самобыт с неповторимым своеобраз-м рус дух жизни 2) выражала стрем-е

вписать Р в процесс раз-я европ культуры,представит считали что поскольку Р

встала на путь культ раз-я позже др стран то она должна уч-ся у запада и

пройти тот же истор путь. Своеобр направлением в Р фил явились воззрения

славянофилов. Хомякова (1804-1860) и Киреевского (1806-1856). В центре их

внимаия нах судьбы Р и ее роль в мир истор процессе. В самобытности истор

прошлого они видели залог всечеловеческого призвания Р., тем более, что по

их мнению, зап культура уже завершила круг своего развития и клонится к

упадку, что выраж в порожденном ею чувстве обманутой надежды и безотрадной

пустоты. Славяноф. развивали основанное на религиозных представлениях

учение о чел и обществе. Хомяков - учение об иеархической структуре души и

ее “центральных силах”. Киреевский - “внутреннее средоточие духа”.

Достижение целостности чел и связанное с этим обновление общ жизни они

видели в идее общины, дух основа которой - церковь. Первоначало всего

сущего - бог. Истор прогресс связан с отысканием “дух смысла”. Сущность

мира м.б. познана лишь синтезом всех духовных функций чел, так называемой

“Разумной Зрячестью” или “живознанием”, исходное начало кот – религия

2. . Мировоззрение. Сущность философского мировоззрения

Чел-к пытается найти ответ на наиб. общие и глуб. вопр.: что предст. собой

окр. мир и каково место и предназн. ч-ка в мире? Что лежит в основе всего

существ-го: матер./дух.? Подчинен ли мир к-л законам? Может ли ч-к познать

окр. мир, что предст. собой это познание? В чем смысл жизни, ее цель? Такие

вопр. наз. мировоззренч. Ч-к может опир. на жиз. опыт и здрав. смысл, на

веру в сверхъест. или на науч. знания. Это зав. от типа мир-я. М. - это

система обобщ. взглядов на мир, на место в нем ч-ка и его отн-е к этому

миру, а также осн-ные на этих взгл. убеждения, чувства, идеалы, к-рые

опред. жизн. позицию ч-ка, принципы повед. и ценностн. Ориентации.

3. . Наука и ее сущность, место в развитии общества

Наука явл. осн. формой чел. познания. Вып. социальные функции: 3 группы: 1)

культурно-мировоззр., наука как непоср. производ. сила, как социальн. сила

(использ. при реш. разл. проблем, возник. в ходе общ. разв-я). В этом

историч. порядке функции возникали и расширялись. Снач. в эпоху Возрожд-я -

борьба между теол. и наукой за право определ. мировоз-е. Пр-с превр-я науки

в произв. силу - созд-е и упрочение постоянных каналов для практ. использ-я

науч. знаний, появл. прикладных иссл-й. В совр. эпоху наука выступ. тж. в

кач. социальн. силы. Сл., многообразие наук об о-ве : 1) Этнография изучает

быт и культуру народов земного шара, их происхожд., расселение и культурно-

исторические связи. 2) Юридическая наука рассм. сущность и историю гос-ва и

права 3) Языкознание изучает язык, его культуру, законы функционирования и

развития. 4) Педагогика имеет своим предметом вопросы воспитания,

образования и обучения подрастающих поколений в сооответствии с целями и

задачами общества. 5) Литературоведение изучает художественную литературу,

специфику лит. творчества, общественое значение худож. лит-ры. 6) Экономика

изучает экон. отношения людей, законы, управляющие производством,

распределением и обменом материальных благ. Для науч. знания хар-но наличие

2 уровней: эмпирич. и теоретич. Для эмпирич. знания хар-на фактофиксирующая

деятельность. Теор. знание - это сущностное знание, осуществляемое на

уровне абстракций высоких порядков. Теория - это обобщение практики, опыта

или наблюдений. Наблюдение и эксперимент - важнейш. методы иссл-я в науч.

знании. Эмпир. и теор. уровни связаны, предполагают друг друга, хотя

исторически эмпирическое предшествовало теоретическому. В процессе науч.

познания применяется мысленный эксперимент, когда ученый в уме оперирует

образами и понятиями, мысленно создает нужные условия. Теория - это высшая,

обоснованная, логически непротиворечивая система научного знания, дающая

целостный взгляд на существенные свойства, закономерности, и.т.д. Теория -

развивающаяся система верных, проверенных практикой научных знаний.

Сердцевину научной теории составляют входящие в нее законы. Многообразию

форм современного теоретического знания соответствует и многообразие типов

теорий, а также многообразие их классификаций.

Билет 4.

1. Философские школы эллинистической эпохи (киники, эпикурейцы, стоики и

скептики).

Эллинистическая ф-я - греко-римская ф-я в период от начала походов

Александра Великого до овладения римлян Египтом. до Августина и в более

позднюю эпоху - до конца Др мира (сер.6 в).

Эконом и полит упадок Греции, закат роли полиса отражаются в греческой ф-

ии. Усилия, направленные на познание объективного мира (ф-я Аристотеля),

актив участие в полит жизни, кот-е проявилось у греч ф-ов, постепенно

замещаются индивидуализмом, этизированием и морализированием либо

скептицизмом и агностицизмом. Со временем интерес к ф-му мышлению вообще

резко падает. Приходит период мистики, религиозно-фил-ого синкретизма,

христианской философии. (еще Перипатетики. Академическая ф-ия. Эклектицизм.

Неоплатонизм (Плотин, мистический идеализм)).

Кинизм – (циники) (Антисфен, Диоген Синопский идр) стремились не сколько к

построению законченной теории бытия и познания, сколько к отработке и

эксперемен проверке на себе определ. образа жизни. Мыслить по-киничиски –

только средство, цель жить по - кинически. Киники с вызовом именовали себя

“гражданами мира” и обязывались жить в любом общ-ве не по его з-нам, а по

своим собственным, с готовностью приемля статус нищих, юродивых. Положение

не только крайне бедственное, но и унизительное избирается ими как

наилучшее. Киники хотели быть нагими и одинокими, соц связи и культурные

навыки – мнимость. Все виды духовной и физич. бедности предпочтительнее

богатства. Они так же занимались теорией познания, критикуя общие понятия,

как вредную выдумку, усложняющую отнош к предмету. Киники – источник

стоицизма. Эпикуризм. Эпикуреизм - учение и образ жизни, исходящие из идей

Эпикура и его послед-ей, отдающих не задумываясь предпочтение матер

радостям жизни. Видимо, наиболее выдающимся мыслителем эллинистического

периода был Эпикур. Гл.произ: "Правило" (канон), "О природе" и.т.д. Учение

Демокрита причин и отбрасывали любые док-ва. В отличие от ЭП. и СТ. где

достижение предполагало познание явлений и законов природы, эта ф-я

отказывается от познания. Достижение счастья по Пиррону - достижение

атараксии (спокойствия, невозмутимости). Хотя скептицизм во многом

критически постигает реальную проблематику сложности разв-я познания, его

основной чертой были безнадежность и отказ, ведущие к агностицизму

2. Проблема основного вопроса философии (ОВФ)

Чел-к пытается найти ответ на наиб. общие и глуб. вопр.: что предст. собой

окр. мир и каково место и предназн. ч-ка в мире? Что лежит в основе всего

существ-го: матер./дух.? Подчинен ли мир к-л законам? Может ли ч-к познать

окр. мир, что предст. собой это познание? В чем смысл жизни, ее цель? Такие

вопр. наз. мировоззренч. Центр. мировоззр. пробл. - отнош. мышления к

бытию/чел-ка к миру/сознания к материи/духа к прир./психич. и

физич./идеальн. и матер., что явл. первичным - формир. ОВФ, т.к. через отн-

е ч-ка, его мышл-я, созн-я, дух., псих. деят-сти осозн-ся место ч-ка в

мире, его предназн-е, смысл сущ-я. Любое ф. учение основыв. на его реш-ии,

опир. на него как на исх. принцип при ответах на др. вопр.: о сущности, отн-

ии матер./дух. о прир. истинного знания, о жизни/смерти и др. ОВФ делит

филос-в на материалистов, признающих первичн. эл-том материю, сущ-ю вне и

незав. от созн-я, а созн. - вторичным, произв. от материи, и идеалистов,

счит. что дух, созн-е предшеств. материи, творит ее. 2 разновид. идеализма:

объ./субъ. О.И. признает основой всего сущ-го объ., незав. от ч-ка дух.

начало - мировой дух, внечел. разум. С.И. счит. первич. сознание ч-ка, кот.

признается единств. реальностью, при этом действ-сть явл. рез-том дух.

творч-ва субъекта. Ид-м близок к религии, ф. интерпрет. Бога, но не искл.

обоснов-я своих пол-й рац. ср-вами, исп. логич. приемы аргументации. Ф.

матер-м: осн. формы: стихийн. мат-м древних/метафиз. м. 17-18 вв/диалект.

Тесно связан с наукой, опир. на ее полож-я и выводы. Сущ. дуалистич. сист.,

призн. мат. и дух. двумя независ. началами. Напр., ф-ы, матер-ски объясн.

природу, идел-ски - обществ. явл-я. Хотя многие ф-ы не призн. вопр. об отн.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Рекомендуем

Опрос

Какой формат работ для вас удобней?

doc
pdf
djvu
fb2
chm
txt
другой


Результаты опроса
Все опросы