Меню

Теги для нашей библиотеки:

Рефераты бесплатно, доклады, курсовые работы, рефераты бесплатно, реферат, рефераты, рефераты скачать, Рефераты бесплатно, большая бибилиотека рефератов, и многое другое.


  Билеты по философии (БрГТУ)

Билеты по философии (БрГТУ)

1. Философия - это наука о природе, обществе и человеческом

мышлении.

Круг основных проблем философии:

А) онтология - учение о мире или бытии.

Б) гносеология - теория познания.

В) методология

. диалектика

. метафизика

Г) антропология

Д) аксиология - учение о ценностях.

Е) социальная философия - учение об обществе.

В истории философии выделяют 3 подхода к пониманию её предмета:

. старо - античный - философия тождественна науке и её предмет - вся

действительность;

. традиционный - наука о первых началах или метафизика;

. современный - философия - учение о всеобщих законах движения и развития

природы, общества и мышления.

Функции философия ( её роль в обществе):

. мировоззренческая - даёт готовый теоретический уровень

мировоззрения.

. гносеологическая - определение направления дальнейшего познания

мира.

. методологическая - даёт готовые методы познания мира: диалектику

и метафизику.

. аксиологическая - духовные ценности

. гуманистическая - воспитание гуманистических идей.

2. Основным вопросом философии является соотношение в мире мышления

и бытия, сознании и материи, идеального и материального. Данный вопрос

характеризуется 2 сторонами:

. онтологическая - отвечает на вопрос: что первично - идеальное

или материальное- 2 направления для решения этого вопроса:

А) монизм - философское учение, утверждающее, что в основе мира

лежит одно первоначало - материальное или идеальное

Б) дуализм

Монизм делится на материализм (материя первична, а сознание

вторично) и идеализм (идеальное первично, а материальное вторично).

Идеализм бывает объективным (творящей силой является нечто, лежащее

вне этого мира) и субъективным (творец мира - разум человека).

. гносеологическая - отвечает на вопрос, познаваем ли мир.

Гностицизм - мир познаваем, агностицизм - мир полностью или

частично не познаваем.

3. Мировоззрение - совокупность взглядов, принципов, оценок,

определяющих понимание мира человеком и своего места в нём и выступающих

в качестве ориентиров и регуляторов его поведения.

Структура мировоззрения:

. познавательный компонент;

. ценностно-нормативный;

. эмоционально - волевой;

. практический.

3 стороны мировоззрения:

. эмоционально - психологическая (чувства, настроения) -

мироощущение;

. опыт формирования познавательных образов мира с использованием

наглядных представлений - мировосприятие;

. познавательно - интеллектуальная сторона - миропонимание.

Уровни мировоззрения:

- жизненно - практический;

- теоретический - к нему относится философия.

4. Исторически первым типом мировоззрения является мифологическое

мировоззрение, характеризующееся эмоционально - образной формой,

очеловечиванием природы, отсутствием рефлексии (самосознания),

утилитарной направленностью ( практика).

Исторически вторым типом мировоззрения является религиозное,

которое основывается на вере в существование сверхъестественных сил,

опирается на образно - эмоциональные и чувственно - наглядные формы

восприятия, рефлексия отсутствует.

Исторически третий тип мировоззрения - философия - отражение мира в

рациональной теоретической форме, является рефлексивным, т. е. содержит

размышления над собственными представлениями о мире и человеке; основной

принцип - свободомыслие.

5. Античная философия охватывает период с 6 века до н. э. до 6

века н. э. В её истории выделяются след. этапы:

- сократовская ( древнегреческая философия);

- классическая греческая философия;

- эллинистическая философия.

Досократовская философия 6 век до н. э. до 5 века н. э.).

Милецкая школа - представители: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Они

первые попытались найти первоосновы всего существующего, стремились

понять природу в целом, выяснить, что остаётся неизменным, несмотря на

изменчивость форм. На первом месте для них - поиск причины. Фалес -

причина всего сущего - вода, так как все материальные вещи связаны с

водой. Анаксимандр - за первоначало брал некое безкачественное

первовещество (апейрон), которое не имеет границ, но из него

обособляются тёплое и холодное - качественные противоположности, которые

дали начало всем веществам. Анаксимен - в качестве первоначала брал

воздух. Школа не сделала никаких научных открытий - материалисты,

диалектики.

Школа Пифагора - представители занимались философско-

математическими изысканиями, считая, что число есть существо и ядро

реальной вещи (является субстанцией). Ими было положено начало полярно -

диалектическому мышлению, идеализму и мистике. Они пытались

сформулировать законы развития мира на основе математики - материалисты,

метафизики.

Гераклит - в качестве первоначала считал огонь как символ всеобщей

стихии в образе живого динамичного первоначала, объясняющего

изменчивость и многообразие мира. Природа - носительница всего

существующего, всего, что исчезает и возникает, но из природы и огня он

выделяет, но не отрывает логос (слово), которое присуще всем и всему,

всем и через всё управляемое - материалист, диалектик.

Эллейская школа - Сенофал, Парменид - разработали учение, во многом

противоположное учению Гераклита и Милецкой школы, считая главной

проблемой проблему бытия и мышления. Бытие - это то, что можно познать

только разумом, а не органами чувств, потому что только мышлению дано

неизменное и единое, т. е. бытие. Субстанцией у них являлась стихия -

материалисты, метафизики.

Атомисты - Демокрит и Левкипп - принимают тезис о том, что бытие

есть нечто простое и неделимое, в качестве бытия берут атом - наименьшие

физические частицы, разделённые пустотой. Атом - бытие, пустота -

небытие. Атом нельзя увидеть, но о них можно помыслить. Цепляясь друг за

друга, они образуют чувственно - постигаемые вещи - материалисты,

диалектики.

Софисты - их учение вводит тему человека и сознания. Представители:

Протогор и Горгий - их отношение к философии имело утилитарную

направленность. "Человек есть мера всех вещей". Они считали, что бытие -

это изменчивый, чувственный мир, каким он явлен индивидуальному

восприятию. Они положили начало поиску новых форм достоверности знаний.

Классическая философия (5-4 век до н. э.). Представители: Сократ,

Платон, Аристотель.

Сократ - философия его есть этический рационализм. Главная

проблема - человек и его сознание. Главная задача - научить человека

думать. Сократ впервые указал на значение понятий, на важность их

определения. Душа, по его мнению, является антиподом тела: если тело

природно и состоит из частиц, то душа своим содержанием имеет понятия.

Высшие понятия - Добро, Справедливость, Истина. Благодаря душе человек

познаёт вещи, их место в мире, а главное - отношение человека к

человеку, к самому себе.

Платон - в его учении можно выделить составные части:

- онтологию - бытие - вечное, неизменное, всегда себе

тождественное, неделимое, недоступное чувственному восприятию и

постигаемое только разумом. Оно множественно, т . е. бытие есть

вид, идея, сущность. Платон различает сущность и явления, т. е.

то, что существует по истине и то, что существует, но не имеет

истинного бытия - разделение действительности на два мира: мир

идей и мир чувственных вещей.

- Космологию - учение о творении божеством Космоса из первобытного

Хаоса. Космос получил бытие как одушевлённое и одарённое умом -

объективный идеализм (Демиурд).

- Гносеологию - опирается на учение о душе. Тело человека смертно,

а душа бессмертна. Душа, соприкасаясь с миром идей, созерцает

их. Таким образом, познание есть припоминание душой мира идей.

Истинное знание даёт мышление, а чувственное восприятие даёт

мнение.

- Этику - условие нравственных поступков - истинное знание,

которым в принципе обладает душа. Части души: разумная, волевая,

вожделеющая. Сочетание этих 3 частей души под руководством

разума даёт начало добродетели, справедливости.

Аристотель - ученик Платона - провёл разграничение наук на

теоретические (метафизика, физика, математика), практические (этика,

экономика, политика) и творческие (поэтика, риторика, ремёсла).

Онтология - бытие есть нечто устойчивое, неизменное, неподвижное.

Сущность - это единичное, обладающее самостоятельностью бытие. Она

делает предметы, не позволяя им сливаться с другим. Есть низшие

сущности, состоящие из материи как формы, где форма превращает материю

из возможности в действительность, и высшие сущности, т. е. чистые формы

- лишённые материи формы.

Учение о душе - Душа есть форма по отношению к материи - это

проявление активности жизненных сил. Душа и тело связаны между собой.

Выделяет 3 вида души: растительная (способность к питанию), животная

(способность к ощущению), разумная.

Учение о человеке - Человека отличает способность к

интеллектуальной жизни, которая предполагает нравственную позицию.

Добродетели бывают дианоэтические (интеллектуальные) и этические

(волевые). Высшая форма деятельности человека - познавательная и

теоретическая.

Эллинистическая философия (конец 4 века до н. э. до 6 века н. э. ).

Высшей ценностью считается дружба. В данный период существуют следующие

основные течения:

- Эпикуреизм - предание удовольствию;

- Стоицизм - следование судьбе и долгу;

- Кинизм - воздержание от суждений.

Все они обосновывают не гражданскую активность и добродетель, а

личное спасение и невозмутимость души - отказ от разработки

фундаментальной философии. Предпочтение отдаётся этике, причём весьма

односторонней, которой отстаиваются пути достижения "атарксии" -

невозмутимости.

6. Отличительная черта философии Нового времени (17-18 век) -

обращение к гносеологии. Данный период отличается неравномерностью

своего развития. Принципиальная новизна философии Нового времени в том,

что, "заглянув" в глубины человеческого бытия, она резко отделила и

обособила 2 сферы:

- То, что принадлежит повседневному, актуальному познанию

человека;

- То, что принадлежит его глубинной сути, сущности.

Бэкон - "новый органон" - дал философское обоснование нового

взгляда на цель и предназначение науки, разработал основные принципы

индуктивного метода исследования. Главными препятствиями на пути

познания он считал человеческое заблуждения, которые назвал идолами.

Бэкон выдвинул теорию двойственной истины, разграничив философию и

теологию. Цель философии - изучение законов природы и разработка методов

познания природы. Центральная часть философии Бэкона - учение о методе.

Метод основывался на признании ведущей роли в познании опыта (эмпиризм).

Познание начинается с чувственных восприятий внешнего мира, но они

нуждаются в экспериментальной проверке. Опыты должны ставиться по методу

индукции.

Рационализм Декарта - рационалистический метод - считал, что

научные открытия совершаются не вследствие опыта, а вследствие

деятельности ума, который направляет опыт. Ко всем наукам применял

особенности математического метода познания. Основой научного метода по

Декарту является постулат: "Я мыслю, значит, я существую", т. е.

сомневаться можно во всём, но только не в своём существовании.

Выдвигая на первый план проблему познания, Бэкон и Декарт заложили

основы новых философских систем и раскола действительности на субъект и

объект познания, где субъект - носитель познавательной деятельности,

мыслящая субстанция.

Спиноза - учение о субстанции - сторонник рационализма,

противопоставляет чувственные представления (воображения) пониманию.

Чувственные представления - низший род знаний, слагается из 2 способов

восприятия:

o смутный опыт - даёт неполную правду;

o рассудок или разум - оперирует общими понятиями и даёт

достоверные знания.

Главная проблема для Спинозы - проблема взаимоотношения человека с

Богом. Бог - неисчерпаем, бесконечен, он может обличье, нести своё Слово

в форме, доступной людям определённой эпохи. Бог Спинозы - это

субстанция - первооснова мира, имеющая основания своего бытия в самой

себе.

7. Философия средних веков охватывает период с 5 по 15 века. Этот

период тесно связан с христианством. Основные вопросы связаны с

проблемой Бога, что отражало тенденцию философии к сокрализации

(сближение с религиозным учением) и морализации (сближение с этикой).

Философия определяется следующим:

o библейским традиционализмом, ретроспективностью;

o особым значением экзегетики - искусством правильного толкования

и разъяснения положений Завета;

o тенденцией к назидательству, учительству;

o теоцентризмом - Бог в центре мира.

При всей внутренней цельности средневековой философии в ней чётко

выделяются этапы патристики (1- 6 века) и схоластики (11 - 15 века).

Вершина патристики - Августин Блаженный. Августин принял положение

Платона о существовании бестелесных идей. Он обосновывает креационизм,

т. е. положение о творении природы и материи Богом. В теоцентризме

Августина происходит конкретизация религиозного представления о Боге. В

этот период происходит оформление крестьянской догматики и философии, в

которой определённую роль играют элементы платонизма.

Фома Аквинский - пик средневековой схоластики. На этом этапе

происходит систематическая разработка христианской философии под

влиянием наследия Аристотеля. Центральная проблема Фомы Аквинского -

гармония веры и разума - томизм. Другая проблема, которая находилась в

фокусе внимания Фомы Аквинского, - это проблема существования Творца

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Рекомендуем

Опрос

Какой формат работ для вас удобней?

doc
pdf
djvu
fb2
chm
txt
другой


Результаты опроса
Все опросы