Меню

Теги для нашей библиотеки:

Рефераты бесплатно, доклады, курсовые работы, рефераты бесплатно, реферат, рефераты, рефераты скачать, Рефераты бесплатно, большая бибилиотека рефератов, и многое другое.


  Бердяев. Истоки и смысл русского коммунизма

Бердяев. Истоки и смысл русского коммунизма

Министерство РФ по связи и информатизации

Сиб ГУТИ.

Кафедра отечественной истории

Реферат на тему:

Бердяев. Истоки и смысл русского коммунизма.

Выполнил: студентка группы Э-91

Будченко Е. А.

Проверил: Ежов В. С.

Новосибирск, 2001.

План.

План. 1

«Введение. 2

Русская религиозная идея и русское государство.» 2

«Образование русской интеллигенции и ее характер. 5

славянофильство и западничество». 5

«Русский социализм и нигилизм». 7

«Русское народничество и анархизм». 10

«Классический марксизм и марксизм русский». 13

«Русский коммунизм и революция». 17

Заключение. 21

Список используемой литературы. 22

«Введение.

Русская религиозная идея и русское государство.»

Во введении к своему труду «Истоки и смысл русского коммунизма» Бердяев

говорит о том, что русский коммунизм трудно понять по причине его двойного

характера. С одной стороны он - явление мировое и интернациональное, с

другой стороны — явление русское и национальное. И далее объясняет причины,

предпосылки этой двойственности.

Бердяев пишет, что историческая судьба русского народа была

«несчастной и страдальческой»(. Почему? Причина в катастрофическом темпе

развития, через прерывность и изменение типа цивилизации. B русской истории

нельзя найти органического единства. Бердяев пишет о пяти разных Россиях в

истории: Россия киевская; Россия татарского периода; Россия московская;

Россия петровская, императорская; и новая советская Россия.

Слишком большие пространства приходилось завоёвывать и осваивать

русскому народу. Можно сказать, что русский народ стал жертвой необъятности

своей земли, своей природной стихийности. Русские историки объясняют

деспотический характер русского государства этой необходимостью освоения

огромной, необъятной русской равнины. B каком-то смысле это правильно и для

советского коммунистического государства, где интересы народа приносились в

жертву мощи и организованности советского государства.

Русский народ по своей душевной структуре - народ восточный, а Россия —

христианский Bосток. В то же время Россия в течение двух столетий

подвергалась сильному влиянию Запада и в культурной сфере впитывала в себя

все западные идеи. Противоречивость русской души определялась борьбой

восточного и западного. Душа русского народа формировалась православной

церковью, получила религиозное оформление. И эта религиозная форма

сохранилась до русских нигилистов и коммунистов. Но в душе русского народа

остался сильный природный элемент, связанный с необъятностью русской земли.

У русских «природа», стихийная сила, сильнее чем у западных людей. То есть

получается опять таки столкновение двух элементов — первобытное, природное

язычество, стихийность бесконечной русской земли и православная, полученная

из Византии, устремленность к потустороннему миру.

Религиозная энергия русской души в те времена обладала способностью

переключаться на цели, которые не являются религиозными, например, к

социальным целям. Бердяев считает, что в силу религиозного, догматического

склада своей души русские всегда «ортодоксы или еретики, апокалиптики или

нигилисты»(. В русском народе в своё время пробудилось сознание, что

московское царство - единственное православное царство в мире, а Москва -

Третий Рим. Принадлежность к русскому царству определялась исповеданием

истинной, православной веры. Совершенно также и принадлежность к советской

России, к русскому коммунистическому «царству» определялось исповеданием

коммунистической веры.

В своей работе Бердяев часто опирается на исторические данные и выводит

из событий истории причины возникновения у нас коммунизма. Здесь он пишет

следующее. При Иване Грозном вселенское сознание было настолько ослаблено

в русской церкви, что на греческую церковь, от которой русский народ

получил православие, перестали смотреть как на истинно православную

церковь, в ней начали видеть отхождения от истинной веры. Православная вера

- русская вера, не русская вера — не православная вера. Вследствие всего

этого в ХVII веке произошло одно из самых важных событий русской истории —

религиозный раскол старообрядчества. Вопрос состоял в том, является ли

русское царство истинно православным царством, то есть, исполняет ли

русский народ свое мессианское призвание. B народе возникло подозрение, что

произошла измена истинной веры, государственной властью и высшей церковной

иерархией овладел антихрист. Раскол стал характерным для русской жизни

явлением. Так и русская революционная интеллигенция ХIХ века стала

раскольничьей и думала, что властью владеет злая сила. И в русском народе и

в русской интеллигенции будет искание царства, основанного на правде.

Бердяев пишет, что «второй удар был нанесен реформой Петра Великого»(.

Реформа Петра была совершенно неизбежной: Россия не могла дальше

существовать замкнутым царством, при отсталости военной, морской,

экономической, при отсутствии просвещения и техники цивилизации. Россия

должна была преодолеть свою изоляцию и приобщиться к круговороту мировой

жизни. Реформа Петра была неизбежна, но он совершил ее путем страшного

насилия над народной душой и народными верованиями. Он хотел уничтожить

старую московскую Россию, вырвать с корнем те чувства, которые лежали в

основе ее жизни. Можно было бы сделать сравнение между Петром и Лениным,

между переворотом петровским и переворотом большевистским. Та же грубость,

насилие, навязаность сверху народу известных принципов.

Западное просвещение ХVIII века в верхних слоях русского общества было

чуждо русскому народу. Нигде не было такой пропасти между верхним и нижним

слоем, как в петровской, императорской России, и ни одна страна не жила

одновременно в столь разных столетиях, от ХIV до ХIХ века.

Основное столкновение было между идеей империи, могущественного

государства, и религиозно-мессианской идеей царства, которое уходило в слой

народный, а потом в трансформированном виде в слой интеллигенции. Большая

часть русского народа — крестьянство, жило в крепостном праве. По своим

понятиям о собственности русские крестьяне всегда считали неправдой, что

дворяне владеют огромными землями. Земля Божья и все люди, обрабатывающие

землю, могут ею пользоваться. Для культурных же классов, для интеллигенции

народ оставался как бы тайной, которую нужно разгадать. Интеллигенция

верила, что в молчаливом, в бессловесном еще народе скрыта великая правда о

жизни и наступит день, когда народ скажет свое слово.

K ХIХ веку Россия оформилась в огромное, необъятное мужицкое царство,

закрепощенное, безграмотное, но обладающее своей народной культурой,

основанной на вере. С господствующим дворянским классом, ленивым и

малокультурным, нередко потерявшим религиозную веру и национальный образ. С

царем наверху, в отношении к которому сохранилась религиозная вера. С

сильной бюрократией и очень тонким и хрупким культурным слоем.

K ХIХ веку империя была очень нездоровой и в духовном и в социальном

отношении. Как уже говорилось выше, для русских характерно совмещение и

сочетание полярно противоположных начал. Россию и русский народ можно

характеризовать только противоречиями. Русский народ одинаково можно

характеризовать, «как народ госyдарственно-деспотический и анархически-

свободолюбивый, как народ склонный к национализму и национальному

самомнению, и народ универсального духа, более всех способный к

всечеловечности, жестокий и необычайно человечный, склонный причинять

страдания и до болезненности сострадательный»(. B ХIХ веке конфликт принял

новые формы — столкнулась Русь, ищущая социальной правды, царства правды с

империей, искавшей силы.

«Образование русской интеллигенции и ее характер.

славянофильство и западничество».

Здесь Бердяев даёт объяснение русской интеллигенции. Чтобы понять

источники русского коммунизма и понять характер русской революции,

необходимо знать, что представляет собой то своеобразное явление, которое в

России обозначалось словом «интеллигенция». Бердяев пишет, что русская

интеллигенция не то же самое, что западная, то есть люди интеллектуального

труда и творчества, прежде всего ученые, писатели, художники, профессора,

педагоги. Совершенно другое образование представляет собой русская

интеллигенция, к которой могли принадлежать люди, не занимающиеся

интеллектуальным трудом и вообще не особенно интеллектуальные.

Интеллигенция в России – это скорее монашеский орден или религиозная секта

со своей особой моралью, очень нетерпимой. Интеллигенция была

идеологической, а не профессиональной и экономической группой. Она

образовалась из разных социальных классов, сначала из более культурной

части дворянства, позже из сыновей священников и диаконов, из мелких

чиновников, из мещан и, после освобождения, из крестьян - это и есть

разночинная интеллигенция.

В русской интеллигенции преобладали социальные мотивы и революционные

настроения. Она породила тип человека, единственной специальностью которого

была революция. Для неё характерен был крайний догматизм, к которому всегда

склонны были русские. То, что на западе было научной теорией, подлежащей

критике, гипотезой или относительной истиной, у русских интеллигентов

превращалось в догматику. У русской радикальной интеллигенции выработалось

идолопоклонническое отношение к науке. По мнению Бердяева русские плохо

понимают значение относительного, постепенность исторического процесса,

разнообразие разных сфер культуры. C этим связан русский максимализм.

Русская душа стремиться к целостности, она не мирится с разделением всего

по категориям. Она стремится к абсолютному и все хочет подчинить

абсолютному, и эта религиозная черта в русской душе очень многое объясняет.

«Первые шаги русской интеллигенции на путях просвещения, а не

революции, в ХVIII веке, сопровождались жертвами и страданиями, тюрьмой и

каторгой»(. Необычайно было одиночество русских культурных и свободолюбивых

людей первой половины XIX века. Были культурные люди, но не было культурной

среды. B начале XIX века в эпоху Александра I Россия пережила культурный

ренессанс, но ренессанс той эпохи происходил в очень маленьком и тонком

слое дворянства. Культурные и ищущие правды люди должны были жить

небольшими группами и содружествами. Начало XIX века было эпохой

«разрыхления» русской души, она стала восприимчивой ко всякого рода идеям,

к духовным и социальным движениям. Но все происходило в таком маленьком и

социально уединенном слое, что не могло существенно изменить русской жизни

После воцарения Hикoлaя I все пошло путем нарастания раскола и

революции. Русская интеллигенция окончательно оформилась в раскольничий

тип, она стала говорить про себя «мы», про государство — «они». Русский

культурный слой оказался над бездной, раздавленным двумя основными силами —

самодержавной монархией сверху и темной массой крестьянства снизу.

Вся русская мыcль XIX векa, занятая общими вопросами миросозерцания,

была западнической или славянофильской, т. е. решала проблему о том,

должна ли быть Россия Западом или Востоком, нужно ли идти путем Петра или

вернуться к допетровской, московской Руси. Русский молодой человек из

поколения идеалистов 30-x и 40-x годов XIX века, исповедовал тоталитарное

шеллигианство или тоталитарное гегелианство в отношении ко всей жизни, не

только жизни мысли и жизни социальной, но и жизни личной, в отношении любви

или чувства природы.

На славянофилов большое влияние оказал Шеллинг, у них было создано

оригинальное православное богословие, в которое входили переработанные

мотивы германского идеализма. Оригинальность славянофилов была связана с

тем, что они пытались осмыслить своеобразие восточного, православного типа

христианства, который лёг в основу русской истории. Они отрицали

императорскую, петровскую Россию, они не чувствовали себя дома в

действительности Hикoлaя I, и власть относилась к ним подозрительно и

враждебно, несмотря на их православие и монархизм. Русский народ

славянофилы считали не государственным. Русский народ имеет призвание

религиозное, духовное и хочет быть свободен от государствования для

осуществления этого призвания. Эта теория противоречит, конечно, тому

факту, что русский народ создал величайшее в мире государство.

Русские западники, которым чужд был религиозный тип славянофилов,

увлеклись гегелианством, которое было для них тоталитарной системой мысли и

жизни, охватывающей решительно все. B лагере западников радикального

направления сильны были влияния французского социализма и французской

литературы.

Славянофилы и западники были враги-друзья. Для одних Россия была,

прежде всего, мать, для других — дитя.

B конце 40-x годов у русского помещика Петрашевского собирался кружок,

который обсуждал социальные вопросы, план нового и лучшего устроения

человечества. Большая часть кружка были фурьеристы или ceн-cимoниcты.

Утопический социализм членов кружка был идиллический. Они установили три

стадии развития в России социалистических идей: социализма утопического,

социализма народнического и социализма научного или марксистского. «У них

было выражено очень характерное для русской революционной интеллигенции

настроение — любовь к «дальнему», а не любовь к «ближнему»»(. Мирные

собрания кружка петрашевцев кончились печально. Все члены кружка были

арестованы и 21 человек были приговорены к смертной казни с заменой

каторгой. Дело петрашевцев не могло не укрепить революционных настроений

русской интеллигенции, но русский социализм дальше не будет таким

идиллическим.

Здесь Бердяев раскрывает нам так характерные для русского человека

вообще и для русских революционеров в частности черты: тоталитарность и

догматизм во всех приверженностях, во всех взглядах. Для русского

революционера только полное, беспрекословное следование теории. Шаг в

сторону – уже предательство.

«Русский социализм и нигилизм».

В этой главе Бердяев рассказывает о Белинском и, как мне кажется,

показывает на его примере процесс формирования у русского человека того

времени социалистических идей, мыслей, настроений.

Белинский был человеком исключительных дарований и исключительной

восприимчивости к идеям, но уровень его образования был не высоким, он

почти не знал иностранных языков и знакомился с идеями, которыми был

Страницы: 1, 2, 3


Рекомендуем

Опрос

Какой формат работ для вас удобней?

doc
pdf
djvu
fb2
chm
txt
другой


Результаты опроса
Все опросы