Меню

Теги для нашей библиотеки:

Рефераты бесплатно, доклады, курсовые работы, рефераты бесплатно, реферат, рефераты, рефераты скачать, Рефераты бесплатно, большая бибилиотека рефератов, и многое другое.


  Антихристианин

Антихристианин

Московский Государственный Университет Экономики Статистики Информатики

Философия

Антихристианин

Преподаватель: Ивлев Виталий Юрьевич

Студент: Сотников Е.В.

г.Москва

2004г

Примечания к работе Ф. Ницше "Антихристианин"

Фридрих Вильгельм Ницше родился в 1844 г. в местечке Рёккен в Тюрингии,

входившей в то время в состав Пруссии. Отец Ницше был протестантским

священником, мать — дочерью пастора. Семейная легенда гласила о славянском

происхождении рода Ницше, восходившего якобы к польскому графу Ницскому,

протестанту, покинувшему Польшу во времена контрреформации. После смерти

отца в 1849 г. семейство перебирается в Наумбург, где Фридрих Ницше

поступает в гимназию. Домашнее воспитание, пронизанное духом

протестантского благочестия, в окружении матери, сестры, тёток, наложило

отпечаток на Ницше разве что тем, что он с детства хорошо знал Библию,

хорошо играл на фортепиано и знал немецкую музыку от Баха и Генделя до

Гайдна и Моцарта.

Уже в гимназических сочинениях Ницше виден незаурядный литературный

талант. Появляются и первые сомнения в достоверности священного писания.

Аристократическая гимназия Пфорта давала основательное образование,

особенно в области классической филологии. Неудивителен поэтому выбор

Ницше: хотя в Боннском университете он сначала, следуя семейной традиции,

записался на реологический факультет, но быстро сменил богословие на

классическую филологию. Вслед за своим профессором, известным филологом

Ф.В. Ричлем, он перебирается в Лейпциг, где и заканчивает университет.

Будучи студентом, Ницше пишет настолько квалифицированные исследования (о

Феогниде, Симониде, Диогене Лаэртском), что Ричль рекомендует ещё не

окончившего университетский курс Ницше на место профессора классической

филологии в Базельском университете. Сдав экзамены, быстро получив

докторскую степень за уже опубликованные студенческий работы, Ницше

перебирается в Базель.

С 1869 г. он преподавал классическую филологию, принял швейцарское

гражданство; последнее помешало ему принять участие во франко-прусской

войне — он смог стать лишь волонтёром в санитарном отряде, но вскоре

вынужден был покинуть действующую армию с расстроенным здоровьем и

неприязнью к бисмарковскому рейху. С 1873 г. появляются первые симптомы

болезни, которая заставила его в 1879 г. оставить преподавание. Ницше умер

в Веймаре в 1900 г.

Устами своего Заратустры Ницше говорил о "трёх превращениях духа: о

том, как дух сделался верблюдом и верблюд львом и, наконец, лев дитятей"

(Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Спб., 1913, с. 43). Верблюд тащит на себе

весь груз человеческой культуры, это "выносливый дух", навьюченный всем

тем, что было сделано ранее, приучающий себя к почитанию самого

совершенного. Но путь верблюда ведёт в пустыню: тот, кто ограничился

усвоением сотворённых другими образов, — бесплоден. "В безлюднейшей

пустыне" совершается превращение верблюда во льва: "свободу хочет он добыть

себе и стать господином в своей собственной пустыне". Лев яростно отрицает

тысячелетние ценности, завоёвывает себе право создавать собственные. Но ему

нужно стать ребёнком, дитятей, чтобы творить новые ценности в невинности и

забвении, в бесконечной священной игре.

Эта притча во многом автобиографичная, творчество Ницше обычно

подразделяют на три периода. В первый период он совмещает занятия

классической филологией и историей античной философии с увлечением

Философией Шопенгауэра и музыкой Рихарда Вагнера (дружба с последним

оказала немалое влияние на молодого Ницше). Первое произведение — "Рождение

трагедии из духа музыки", вызвавшее резкие возражения со стороны

академической филологии, уже содержит в себе ряд основополагающих для

творчества мыслителя идей, хотя в главном он следует за Шопенгауэром. Эта

работа до сих пор сохранила известное значение, поскольку проведённое Ницше

противопоставление "дионисийского" и "аполлоновского" начал в искусстве с

тех пор не раз воспроизводилось в европейской философии. Не менее важным

для будущих воззрений Ницше было противопоставление Диониса и Сократа,

античного и христианского миросозерцаний, воли и рассудка, жизни и

культуры. Деление на три периода всё же условно: уже в первой работе

содержатся многие идеи позднейших произведений Ницше. Преклонение перед

греческой архаикой, духовный аристократизм, переходящий в откровенную

проповедь "сверхчеловека", учение о жизни как иррациональном становлении,

порыве, воле — таковы общие черты его учения во все периоды.

Но и постепенные изменения в круге идей Ницше не вырывают сомнений. К

концу 70-х годов он отходит и от Шопенгауэра, и от Вагнера. Пессимизм

Шопенгауэра оценивается им как "декадентство", в соединении германского

национализма и романтизированного христианства ("Парсифаль" Вагнера) он

видит лицемерие.

Отход от традиций немецкого романтизма, интерес к естествознанию

характерны для второго периода творчества Ницше. Начиная с работы

"Человеческое, слишком человеческое" (1878), он ведёт критику оснований

западноевропейской культуры. В таких работах, как "Странник и его тень",

"Утренняя заря", "Весёлая наука", он сводит счёты с кумирами XIX в.,

пытается установить психологические корни моральных ценностей. В связи с

этими исследованиями появляется центральное понятие его доктрины — "воля к

власти".

В августе 1881 г. во внутреннем мире Ницше происходит резкая перемена.

Трудно сказать, что за "откровение" его посетило; известно только, что с

этого времени в учении Ницше соединяются идеи о "воле к власти", "вечном

возвращении" и "сверхчеловеке". Начинается разработка собственного

философского учения. С 1883 по 1884 г. он пишет "Так говорил Заратустра", в

1886 г. выходит работа "По ту сторону добра и зла", в 1887 г. — "Генеалогия

морали". Ницше начинает подготовку фундаментального труда, который должен

был вместить в себя всю его философию. Позднее подготовительные наброски

такого труда под названием "Воля к власти" были изданы сестрой Ницше —

Элизабет Фёрстер-Ницше. Долгое время эта книга считалась главным его

сочинением, но на деле представляла собой тенденциозную фальсификацию:

разрозненные записи Ницше были скомпонованы так, чтобы Ницше мог выглядеть

идеологом германского национализма, а в последствии, опять-таки не без

помощи сестры, и германского нацизма. Необходимо было основательно исказить

его учение, чтобы сделать из него "предтечу" нацизма.

В действительности такого труда, как "Воля к власти", никогда не

существовало. В 1888 г. у него сложился следующий план книги "Переоценка

всех ценностей": Книга первая. Антихристианин. Опыт критики христианства.

Книга вторая. Вольный дух: критика философии как нигилистического движения.

Книга третья. Имморалист: критика невежества самого фатального рода,

повседневной морали. Книга четвёртая. Дионис: философия вечного

возвращения.

Таким образом, "Антихристианин" является первой и единственной

законченной частью главного труда Ницше. Наряду с "Антихристианином" Ницше

в 1888 г. создаёт необычайно быстро ряд произведений: "Сумерки кумиров",

"Случай Вагнера", "Ecce Homo".

"Антихристианин" был написан Ницше в сентябре 1888 г. Немецкое

Antichrist двусмысленно: это и "антихристианин" и "Антихрист", а потому

переводы на другие языки, в том числе и на русский, выходили то с одним, то

с другим названием (перевод "Антихристианин", однако, точнее передаёт мысль

Ницше). Христу противопоставляется Дионис, а не Люцифер, хотя в сознании

Ницше присутствовал и образ Антихриста, царство которого возвещалось в

следующем весьма характерном наброске (листок был приклеен самим Ницше к

рукописи работы):

Закон против христианства

издан в День Спасения, первый день Первого Года

(30 сентября 1888 г. ложного календаря).

Смертельная война пороку: порок есть христианство.

|Тезис первый. |Порочность есть всякого рода |

| |противоестественность. Порочнейшим человеком |

| |является священник, он учит противоестественному.|

| |Против священника нужны не доводы, а каторга. |

|Тезис второй. |Всякое участие в богослужении есть покушение на |

| |общественную нравственность. Нужно быть суровее к|

| |протестантам, чем к католикам, суровее к |

| |либеральным протестантам, чем к правоверным. Чем |

| |ближе к науке принимающий участие в христианской |

| |службе, тем он преступнее. Следовательно, |

| |преступником из преступников является философ. |

|Тезис третий. |Достойные проклятия места, где христианство |

| |высиживало свои яйца-базилики, должны быть |

| |сровнены с землёй. Как безумные места Земли они |

| |должны стать ужасом для всего мира. Там должно |

| |разводить ядовитых гадов. |

|Тезис |Проповедь целомудрия есть публичное побуждение к |

|четвёртый. |противоестественности. Любое презрение к половой |

| |жизни, любое загрязнение её понятием "нечистое" |

| |есть грех против святого духа жизни. |

|Тезис пятый. |Запрещается есть за одним столом со священником: |

| |этим человек исключает себя из порядочного |

| |общества. Священник — это наш чандала — должен |

| |быть объявлен вне закона, его должно морить |

| |голодом, гнать во всякого рода пустыни. |

|Тезис шестой. |Должно называть священную историю теми именами, |

| |каковых она заслуживает, а именно проклятая |

| |история; должно пользоваться словами "бог", |

| |"спасение", "избавитель" как ругательствами, |

| |клеймом преступника. |

|Тезис седьмой. |Всё остальное следует из вышеизложенного. |

Антихрист.

Этот документ даёт известное представление о ненависти Ницше к

христианству, хотя и этот первый "закон" Антихриста, и вся работа

"Антихристианин" всё же не рисуют полной картины отношения Ницше к

противопоставлению Христу — Диониса, спасению — "вечного возвращения",

состраданию — страдания, христианскому "обожению" — "сверхчеловека".

Основанием антихристианства Ницше является его онтология (учение о "воле к

власти" и становлении), теория познания ("перспективизм") и этика

("переоценка всех ценностей", "сверхчеловек"). Христианству

противопоставляется миф о "вечном возвращении". Ницше отвергает освящаемые

религией моральные ценности: "Вы называете это саморазложением бога; однако

это только линька: он сбрасывает свою моральную шкуру! И вы скоро должны

его увидеть по ту сторону добра и зла!" Таким образом, в "Антихристианине"

только намечены основные положения ницшеанской философии, и критика

христианства является лишь одним из элементов учения Ницше.

Идея сверхчеловека.

В последней книжке московского философского журнала (январь-февраль

1899), в разборе одного недавнего перевода из Ницше, В. II. Преображенский,

знаток и любитель этого писателя, замечает, между прочим, что, "к

некоторому несчастию для себя, Ницше делается, кажется, модным писателем в

России; по крайней мере на него есть заметный спрос" ("Обзор книг", стр.

48).

"Несчастие" такой моды есть, однако, лишь необходимое отражение во

внешности того внутреннего факта, что известная идея действительно стала

жить в общественном сознании: ведь прежде, чем сделаться предметом

рыночного спроса, она, разумеется, дала ответ на какой-нибудь духовный

запрос людей мыслящих.

Лет пятьдесят-шестьдесят тому назад была мода на Гегеля - тоже не без

"некоторого несчастья" для самого Гегеля. Однако если бы оказалось, что

русская образованность, кроме чарующих цветов нашей поэзии, даст еще и

зрелые плоды истинного разумения и устроения жизни, то первою, неясною

завязью таких плодов, конечно, придется признать это русское гегельянство

30-40-х годов.

То же следует сказать и об умственных увлечениях, сменивших

гегельянство, "к некоторому несчастью" для Дарвина, Конта и многих других.

Я думаю, что на все это нужно смотреть как на смешные по внешнему

выражению, но в существе неизбежные переходные ступени - как на "увлечения

юности", без которых не может наступить настоящая зрелость.

Я нисколько не жалею, что одно время величайшим предметом моей любви

были палеозавры и мастодонты. Хотя "человеколюбие к мелким скотам", по

выражению одного героя Достоевского, заставляет меня доселе испытывать

некоторые угрызения совести за тех пиявок, которых я искрошил бритвою,

добывая "поперечный разрез" ,- и тем более, что это было злодейством

бесполезным, так как мои гистологические упражнения оказались более

пагубными для казенного микроскопа, нежели назидательными для меня,- но,

раскаиваясь в напрасном умерщвлении этих младших родичей, я только с

благодарностью вспоминаю пережитое увлечение. Знаю, что оно было полезно

для меня, думаю, что пройти через культ естествознания после гегельянских

отвлеченностей было необходимо и полезно для всего русского общества в его

молодых поколениях.

Переходя от воспоминаний к тому, что перед глазами, мы заметим одно

различие между прежними и теперешними идейными увлечениями в русском

обществе. Прежде такие увлечения хотя и сменялись довольно быстро, но в

каждое данное время одно из них господствовало нераздельно (хотя, конечно,

с различием всяких оттенков). Внутренний рост нашего общества представлялся

каким-то торжественным шествием прямо вперед, и кто не желал прослыть

"отсталым" и подвергнуться общему презрению, должен был одновременно со

всеми "передовыми людьми" достигать одной и той же умственной станции.

Такая прямолинейность и, если можно сказать, одностанционность нашего

образовательного движения давно уже исчезла, во-первых, потому, что людей,

причастных некоторому образованию, стало гораздо больше и объединить их не

так просто и легко, а во-вторых, потому, что эти люди оказываются если не

более зрелыми, то во всяком случае менее наивными и, следовательно, менее

способными к стадному "единомыслию". Поэтому всюду видны и лица, и частные

группы, обособленные, идущие своей дорогой, не примыкая к более обширному и

общему движению. Да и людьми, особенно чуткими к общим требованиям

Страницы: 1, 2


Рекомендуем

Опрос

Какой формат работ для вас удобней?

doc
pdf
djvu
fb2
chm
txt
другой


Результаты опроса
Все опросы