Меню

Теги для нашей библиотеки:

Рефераты бесплатно, доклады, курсовые работы, рефераты бесплатно, реферат, рефераты, рефераты скачать, Рефераты бесплатно, большая бибилиотека рефератов, и многое другое.


  Аксиология

Аксиология

ПЛАН

Введение…………………………………………………………..3

1. Роль ценностей в осмыслении культуры………………………..4

2. Проблемы современной аксиологии…………………………...12

3. Проблема многообразия трактовок понятия "ценность"……..18

4. Заключение ……………………………………………………...23

5. Список литературы ……………………………………………..24

ВВЕДЕНИЕ

Ценность есть нечто всепроникающее,

определяющее смысл и всего мира в целом, и каждой

личности, и каждого события, и каждого поступка.

Н.О. Лосский.

Выдающийся ученый Р.У. Сперри, обосновал положение о том, что "мир, в

котором мы живем, движим не только бессознательными силами, но также, - и в

более решающей степени, - человеческими ценностями... и что борьба за

спасение планеты становится, в конечном итоге, борьбой за ценности более

высокого порядка". Сперри обосновал необходимость создания аксиологической

науки, исследующей предмет универсальных ценностей, обеспечивающих

целостное благополучное существование человека и мира. Более того, он

доказал в ученом мире положение, что только ценностный подход - только

создание новых этико-моральных ценностей - способен свести все научные

знания к единственной "теории всего".

Ценности, родились в истории человеческого рода как некие духовные

опоры, помогающие человеку устоять перед лицом рока, тяжелых жизненных

испытаний. Ценности упорядочивают действительность, вносят в ее осмысление

оценочные моменты. Они соотносятся с представлением об идеале, желаемом,

нормативном. Ценности придают смысл человеческой жизни. "Ценность - это

реальный ориентир человеческого поведения, формирующий жизненные и

практические установки людей", - писал российский философ И.Т.Фролов. А

потому, представляет важность и интерес изучать " аксиологию - науку о

ценностях жизни и человека, содержание внутреннего мира личности и ее

ценностные ориентации" (Б.Г. Ананьев).

РОЛЬ ЦЕННОСТЕЙ В ОСМЫСЛЕНИИ КУЛЬТУРЫ

Роль ценностей в строении и функционировании культуры ни у кого из

исследователей не вызывает сомнений. Более того, чаще всего культуру как

социальный феномен определяют именно через ценностные ориентации. "Культура

есть выявление смысла мира в общности людей, в их практике и в идеалах,

разделяемых ими сообща",- отмечал в своем пленарном докладе Ф.Дюмон. В

современных философских постижениях культуры основательно актуализируется

ее аксиологическая природа.

В чем же заключается специфика ценности как компонента культуры?

Очевидно в том, что ценность выражает человеческое измерение культуры,

воплощает в себе отношение к формам человеческого бытия, человеческого

существования. Она как бы стягивает все духовное многообразие к разуму,

чувствам и воле человека. Таким образом, ценность – это не только

"осознанное", но и жизненно, экзистенциально прочувствованное бытие. Она

характеризует человеческое измерение общественного сознания, поскольку

пропущена через личность, через ее внутренний мир. Если идея – это прорыв к

постижению отдельных сторон бытия, индивидуальной и общественной жизни, то

ценность – это скорее личностно окрашенное отношение к миру, возникающее не

только на основе знания и информации, но и собственного жизненного опыта

человека.

Рассматривая культуру через призму ценностных отношений, В.П.

Большаков дает следующее определение культуры:

"Культура, на мой взгляд, - это обработка, оформление, одухотворение,

облагораживание людьми окружающей среды и самих себя, своих разнообразных

отношений, своей деятельности: ее процессов, целей, способов, результатов.

Когда мы в таком ракурсе характеризуем культуру, то предполагается именно

особое оформление природы, самого человека: его тела, движений, мыслей,

чувств, намерений, отношений с другими людьми. Оформление, имеющее

ценностный смысл, ценностное содержание".

В.П. Большаков изучая базовые жизненные потребности и ценности

человека, выделяет три уровня культуры на основе их доминирования(у

человека, группы, социума). Под уровнем культуры он понимает показатель ее

реального состояния, предельных возможностей ее осуществления в жизни.

Низший уровень (непосредственно граничит с бескультурьем). Этот

уровень первичен. Он возник, когда человек начал ощущать себя человеком,

переходя от биологического состояния к социальному, и первой из

осознаваемых потребностей была витальная (от лат. vita - жизнь),

потребность в собственной жизни, стремление жить и выжить. Человек в любую

эпоху, в любом возрасте может оставаться на этом уровне культуры. Тогда все

элементы действительности и культуры существуют в отношении к витальным

потребностям, как обеспечивающие их удовлетворение.

Уровень специализированной культуры. В основе его - доминирование

интереса к самой жизни, к какой-то из ее сторон, потребность в

самореализации. Человек, выходящий на этот уровень культуры, проявляется

через реализацию своих потребностей и возможностей при увлечении каким-то

делом, мастерством, профессией или даже хобби. Таким образом,

удовлетворяется потребность жить жизнью своих способностей. Для людей

такого уровня культуры другой человек интересен и ценен как объект

профессиональной устремленности или только в связи с ней. Как заметил

И.Кант: "Ученые думают, что все существуют ради них. Дворяне думают так же"

Конечно, в жизни все гораздо сложнее, в том числе и проявление данного

уровня культуры. Есть, видимо, промежуточные уровни между первым и вторым,

вторым и третьим.

Уровень полноценной культуры. Доминантная базовая потребность этого

уровня - потребность в жизни другого человека, увлеченность жизнью другого.

Речь идет не о деятельности, на благо общества, не об альтруизме. Яркое

проявление выхода на высший уровень культуры - настоящая любовь, когда

хочется приносить радость другому человеку. Но подобное отношение (близкое

к такому) может проявляться и через профессию, и через хобби и через что

угодно. В нравственности, например, это направленность на другого даже в

самооценках, это - обостренная совесть, это - тактичность, деликатность,

терпимость. На высшем уровне характерна направленность на культурное

самообогащение, живой интерес к разнообразным явлениям культуры, не

ограниченный профессиональной однобокостью. На третий уровень культуры в

обществе обычно выходят немногие, действительно культурная элита.

Живые люди плохо укладываются даже в хорошие схемы. Конкретный человек

чаще всего в каких-то отношениях находится на одном уровне культуры, в

каких-то - на другом. Но доминирует в личности, сущностно значим всегда

какой-то один из уровней. В любом обществе культура существует на всех

трех. Легче всего, доступнее всего и обыденнее, конечно, низший уровень,

витальный. Уже находясь на уровне специализированном, жить обычно сложнее,

хотя интереснее. Третий уровень для большинства людей достижим лишь в

частных моментах жизни. Для отдельных личностей он бывает вполне

органичным, но жить таким людям в нашем, всегда несовершенном мире зачастую

очень трудно.

Освоение ценностей культуры (и прежних эпох и периодов, и новых,

рождающихся) людьми разных уровней культуры - это отдельная и сложная

проблема, и практическая и теоретическая. Ведь даже понимание того, что

является ценностью культуры, а что - псевдоценностью, дается не просто. Нет

однозначности и в разных трактовках того, что такое ценность вообще и в

частности. И в то же время, видимо, недаром утверждают, что именно ценность

служит "основой и фундаментом всякой культуры".

Опираясь на классическую философскую традицию и разработки наших

исследователей советского периода, которые пытались преодолеть

ограниченность как утилитарного, так и чрезмерно абстрактного подхода к

проблеме ценностей, профессор СпбГУ и НовГУ Г.П. Выжлецов развил в целом

удачную и перспективную, концепцию ценностного постижения культуры.

Основные свойства ценностей и ценностных отношений по концепции

профессора Г.П. Выжлецова:

"1) Исходная особенность ценностных отношений в том, что они включают

в себя... желаемое, связанное с добровольным, свободным выбором, душевным

стремлением;

2) ценности не разъединяют, не отчуждают человека от других людей, от

природы и от самого себя, а напротив, объединяют, собирают людей в общности

любого уровня: семью, коллектив, народность, нацию, государство, общество в

целом, включая, как говорил П.А.Флоренский, в это единство человечности

весь мир;

3) ценностные отношения являются для людей не внешними и

принудительными, а внутренними и ненасильственными;

4) Подлинными ценностями, например, совестью, любовью или мужеством,

нельзя завладеть с помощью силы, обмана или денег, отобрать их у кого-либо

так же, как власть или богатство".

Г.П. Выжлецов считает, что ценности выражают определенные типы

отношений между людьми, и именно таких отношений, которые не разъединяют,

не отчуждают человека от других людей, от природы и от самого себя, а

напротив, объединяют людей в общности, такие, как семья, народность, нация,

общество в целом, включая, как говорил Флоренский, в это единство

человечности весь мир.

Исходно любые ценности связаны со значимостью, пригодностью,

полезностью. Ценностью становится только положительная значимость, а

объект, носитель ценности, может быть вообще бесполезным (простой камешек

как талисман). При этом к значимости, даже положительной, ценность не

сводится. Ценностное отношение включает в себя и должное (норму отношений,

поведения) и желаемое (идеал). Добро, например, - ценность не потому, что

оно полезно, хотя и значимо в этом плане. И требование проявлять доброту

(моральная норма), даже если оно выполнено, не означает полной реализации

добра как ценности. Как считал Вл. Соловьев, добро есть должное, но оно

может быть добром, только если еще и желаемо нами, если есть переживание

добра как идеала, как моей цели, моего стремления к добру.

Ценностное отношение, по сути, и есть переживаемое людьми воплощение

идеалов в жизнь. Таким образом, ценностные отношения и не могут быть

внешними, принудительными. Их нельзя навязать силой (нельзя заставить

полюбить, быть счастливым), ими нельзя завладеть, как властью или

богатством. Наличие или отсутствие ценностей и их необходимость нельзя

доказать логически. Для того, кто верит или любит, есть Бог и есть Любовь,

а кто не веровал и не любил, для тех ни Бога, ни Любви не существует. И

любая наука бессильна доказать тут что-либо.

В структуре ценности, согласно Г.П.Выжлецову, - три взаимосвязанных

основных элемента: значимость, норма, идеал. Культура и определяется

степенью осуществления ценностей и реализации ценностных отношений во всех

сферах человеческой деятельности. И ценности культуры могут функционировать

как значимости, как нормы и как идеалы. Правда, значимость (полезность,

пригодность) и норма (должное) характерны и для того, что я называю

цивилизацией, и для низших уровней культуры, на которых культурность порой

почти неотличима от цивилизации.

Если мы, учитывая это, вернемся к рассмотрению уровней культуры,

обозначенных В.П.Большаковым, то становится очевидным следующее:

На низшем, витальном уровне, ценности жизни и культуры воспринимаются

и существуют как значимости. И поступки, действия, выбор поведения человека

определяются тем, что является значимым, полезным, разумным для него.

Моральные нормы, правила поведения, существующие в обществе, могут

соблюдаться как внешние, потому что они полезны в житейских ситуациях.

На втором уровне, уровне специализированной культуры, ценности могут

реализоваться, казалось бы, во всем их богатстве. Социальные нормы

поведения, отношений на этом уровне могут быть усвоены, пережиты внутренне

и доминировать над пользой. Поэтому в поведении срабатывает принцип:

поступай как нужно, как должно, а не как выгодно и удобно. Более того, к

норме на этом уровне может добавляться и желаемое, когда человек живет и

действует, выбирая ценности в соответствии с идеалами, задаваемыми сферой

его духовных интересов (наука, искусство, религия и т.д.). Ограниченность

второго уровня культуры проявляется, однако, в том, что эти внутренние

нормы должного, эти идеалы, утверждаемые порой даже ценой собственной жизни

духовные ценности, могут оказываться самодовлеющими, высшими по отношению к

ценности другого человека, к ценности других людей, этносов и культур.

На третьем уровне, уровне полноценной культуры, высшая ценность -

другой человек. На этом уровне вся разумность отношений и поведения, все

нормы взаимоотношений и поступков, все намерения и идеалы, - все это

выражает человечность отношения к миру, стремление к целостной

очеловеченности бытия. На этом уровне над материей, над социумом, над

практичностью бытия торжествует дух.

Культура в ее аксиологическом срезе и может пониматься, как

"проникновение духа в социум и природу" (Г.П. Выжлецов), как степень

одухотворения социальных и природных отношений. Она представляет собой меру

очеловеченности, гуманности этих отношений. В каждой конкретной культуре,

даже в каждой жизненной ситуации, отношения эти воссоздаются оригинально

или даже творятся заново. В этом их уникальность, неповторимость. Но в

любом случае добро остается добром, а любовь - любовью, и поэтому они

универсальны, всеобщи, и не случайно считаются общечеловеческими

ценностями, реализуясь по-разному в разные периоды, в разных сферах жизни.

Среди ценностей человеческого бытия и культуры при всем их

разнообразии чаще всего выделяются три или четыре высших, центральных: Вера

(или Бог), Добро, Красота и, не всегда, Истина (иногда еще Свобода).

Причем, в духовной жизни людей, действительно, достаточно отчетливо

проявлены религиозная, нравственная, эстетическая (и художественная), а

также познавательная составляющие. В целостной культуре обнаруживаются как

бы ее разные стороны, грани. В отдельные исторические периоды (или у

отдельных групп населения) может доминировать что-то одно. Скажем, в

Средневековой Европе на вершине иерархии ценностей был Бог, в котором

воплощались (и с которым соотносились) и Добро, и Красота, и Истина.

Необходимо отметить, что религия как зона культуры обладает мощнейшим

аксеологическим потенциалом. Как форма сознания, религия ценностно окрашена

и призвана ответить на смысложизненные вопросы. Именно поэтому рациональное

Страницы: 1, 2


Рекомендуем

Опрос

Какой формат работ для вас удобней?

doc
pdf
djvu
fb2
chm
txt
другой


Результаты опроса
Все опросы