Меню

Теги для нашей библиотеки:

Рефераты бесплатно, доклады, курсовые работы, рефераты бесплатно, реферат, рефераты, рефераты скачать, Рефераты бесплатно, большая бибилиотека рефератов, и многое другое.


  Проблемы экологического права Кыргызской Республики

Проблемы экологического права Кыргызской Республики

62

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

Введение ……………………………………………………………………………….. 2

Глава I Общие сведения об экологическом праве Кыргызской Республики.

1.1 Понятие экологического права и его место в правовой системе………… 5

1.2 Понятие источников экологического права…………………………………9

1.3 История развития экологического законодательства……………………...14

1.4 Общие проблемы экологического законодательства………………………21

Глава II Закон об охране окружающей среды Кыргызской Республики, как базовый закон в системе экологического законодательства.

2.1 Общая характеристика Закона об охране окружающей среды…………...27

2.2 Объекты регулирования Закона об охране окружающей среды………….29

2.3 Задачи решаемые Законом об охране окружающей среды………………..32

2.4 Проблемные моменты Закона об охране окружающей среды……………39

Глава III Правовой режим лесного фонда.

3.1 Понятие и состав лесного фонда……………………………………………41

3.2 Управление лесным фондом………………………………………………..44

3.3 Организация лесного хозяйства…………………………………………….47

3.4 Охрана леса и контроль за лесопользованием……………………………..54

3.5 Ответственность за правонарушения против лесного фонда……………..55

3.6 Проблема правовой защиты лесов в Кыргызстане………………………...59

Заключение……………………………………………………………………………..63

Список использованной литературы………………………………………………….67

ВВЕДЕНИЕ

Построение демократического правового государства, при верховенстве закона и приоритете прав человека и гражданина практически воспринято обществом как будущее государственного развития Кыргызской Республики. Одной из важнейших составляющих, такого пути развития нашей республики, является принципиально новое отношение государства и общества к проблеме охраны окружающей среды и здоровью человека.

Экологический фактор начинает оказывать определяющее влияние на эволюцию функций государства. Это хорошо можно заметить взглянув на ст.35 Конституции Кыргызской Республики, в которой сказано, что граждане Кыргызской Республики имеют право на благоприятную для жизни и здоровья окружающую природную среду и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу, действиями в области природопользования. Таким образом видно, что обеспечение права граждан на благоприятную окружающую среду является одной из главнейших функций нашего государства. Решение этой сложной задачи связано не только с созданием эффективной и работающей рыночной экономики в государстве, обеспечением законности деятельности государства и его органов, но и с преодолением достигшего опасных пределов экологического нигилизма, находящегося ныне на грани беспредела во всех сферах государственной и общественной жизни.

С моей точки зрения, появление этого явления, связано с тем, что в последнее десятилетие у нас в республике произошли огромные изменения; они коснулись почти всех сторон нашей жизни. Новая система хозяйствования, изменение структуры государственной власти, а также законодательной базы, непрекращающийся экономический кризис, все это стало причиной того, что в настоящее время ни общество ни государство, не находят той гармонии во взаимоотношениях с окружающей природной средой, которая была свойственна нашим далеким предкам.

В моей дипломной работе, я попытаюсь рассмотреть и проанализировать одну из выше перечисленных причин складывания неблагоприятной экологической ситуации в Кыргызстане, а именно проблему становления нового экологического и природоохранного права, нашей республики. Основной целью написания данной работы, явилось желание показать и раскрыть особую важность экоправа в процессе защиты окружающей среды. Актуальность выбранной мною цели работы, подтверждается тем, что эффективное и разумное природопользование, а следовательно и благополучное состояние окружающей среды может быть лишь в том государстве, где существуют реально работающие природоохранные законы, а также действенные механизмы их реализации. В связи с этим главной задачей, этой работы, стало выявление проблемных моментов экоправа, как науки, а также как одной из составляющих национального законодательства нашей республики.

Для того, чтобы лучше раскрыть тему работы и выполнить поставленную цель, мною при ее написание был использован научный метод исследования от общего к частному, а также метод сопоставления и анализа. Первая методика, главным образом, выразились в структуре работы; так в первой главе мною были рассмотрены общетеоретические сведения об экоправе как научной дисциплине, а также ее общие проблемные моменты; во второй главе мы переходим уже от теории к практике и рассматриваем Закон об охране окружающей среды КР, так как он является фундаментальным актом в экологическом законодательстве и без его исследования невозможно проводить изучение никакого эколого-правового вопроса; что касается третьей главы, то в ней будет рассмотрена такая под отрасль экоправа как, лесное право, и в этой главе мы попытаемся обобщить все вышесказанное на конкретном компоненте природы, а именно лесе. Второй метод, проявился в том, что в процессе написания работы, мною были использованы материалы, которые характеризуют развитие природоохранного законодательства не только в нашем государстве, но и в странах СНГ, при этом производилось сопоставление нашего и ихнего опыта в решение эколого-правовых проблем. Также при написание работы, мною были использованы новые учебные пособия по вопросам экологического, гражданского, уголовного, административного и налогового права, которые были изданы в странах содружества, использовались Российские комментарии к Закону об охране окружающей среды, к Лесному и Земельному Кодексу, большое количество материала взято из периодических изданий, а также из сборников научных трудов ведущих вузов СНГ.

В конце введения мне хотелось бы сказать, с моей точки зрения очень важную мысль в основе которой лежат слова нашего уважаемого Президента: законы будут реально работать лишь в том государстве в котором будет взаимное уважение между обществом и властью и так называемые эколого-правовые проблемы прекратят свое существование лишь тогда, когда весь наш народ и власть поймет, что Кыргызстан - наш общий дом и другого у нас уже не будет, а чтобы, этот "дом" был вечным, богатым, крепким и красивым, нужно беречь его "фундамент", а именно родную природу.

ГЛАВА I

Общие сведения об экологическом праве Кыргызской Республики.

1.1 Понятие экологического права и его место в системе законодательства.

По мнению многих ученых - правоведов, право окружающей среды является комплексной отраслью в системе нашего национального законодательства (законодательсво СНГ). Иногда ее называют суперотраслью. При оценке данной отрасли важно иметь в виду, что она включает в себя ряд самостоятельных отраслей права, признанных в таком качестве, - земельное, водное, горное, воздухо-охранительное, лесное и фаунистическое.

Комплексный характер отрасли права окружающей среды определен, однако, не этим обстоятельством, а тем, что общественные экологические отношения регулируются как собственными нормами, так и нормами, содержащимися в других отраслях права, включая гражданское, конституционное, административное, уголовное, предпринимательское, финансовое, аграрное и др. Процесс отражения экологических требований в этих отраслях прав получил название экологизации соответственно гражданского права, уголовного права, предпринимательского права. Так, например, в главе 26 УК КР регламентируется уголовная ответственность за экологические преступления. В Законе КР "Об иностранных инвестициях в КР" установлено требование о проведение государственной экологической экспертизы при создании совместного предприятия.

Но следует заметить, что вопрос о месте экологического права в системе законодательства, а также о разделение экологического и природоресурсового права, до сих пор остается дискуссионным среди отечественных ученых-юристов. Существуют мнения, которые сильно отличаются от приведенного выше. Попробуем кратко рассмотреть некоторые из них. Так, по мнению О. С. Колбасова, высказанного им в своей монографии " Экология: политика и право" (М.,1976). Представления об экологическом праве можно свести к следующим положениям: 1) экологическое право должно быть в отличие от природоресурсового права интегрированной отраслью, в которой охрана природы неотделима от ее рационального использования; 2) причинами возникновения и становления экологического права являются: а) завершение кодификации природоресурсовых отраслей права; б) ликвидация отставания в развитии горного, фаунистического и воздушного права; в) планируемое издание закона об охране природы; г) более совершенное выражение в праве природоохранительных принципов.

На сегодняшний день представляется, что О. С. Колбасову не удалось раскрыть во всей полноте природу экологического права. В его определениях продолжает сохраняться дух природоресурсового права, преобладает поресурсовый, а не экологический подход к правовому регулированию в сфере природопользования. При этом остается без внимания необходимость учета экологических связей природных объектов и экосистемы как особого объекта, оказывающего специфическое влияние на общественные отношения, которые складываются в сфере природопользования.

Не удалось преодолеть прежние стереотипы и участникам дискуссии по вопросу о том, каким должно быть экологическое право1 См.: Вестник МГУ. Серия II. Право.1987. №5. Они также не смогли отойти от поресурсового подхода в правовом регулировании общественных отношений, складывающихся в сфере природопользования.

По мнению крупного специалиста в области экологического права, российского профессора Ерофеева Б. В., коренные отличия природоресурсового права от права экологического отражены в предмете, методе правового регулирования и его источниках.

Предметом экологического права является общественные отношения особой природы, которые касаются не столько самих природных объектов, сколько внутренних и внешних связей этих объектов, их свойств, состояний, процессов, происходящих в них, а природоресурсовое право сужает круг этих отношений до экономически значимых.

В отличие от экологического права, регулирующего общественные экологические

отношения, природоресурсовое право изучает только общественные отношения, складывающиеся по поводу природных компонентов: земли, ее недр, лесов, вод и т. д.

Предмет природоресурсового права более узок, чем предмет экологического права, и это обусловлено тем, что человек со свойственным ему эгоизмом поделил все природные объекты на выгодные и не выгодные для него, не принимая во внимание то обстоятельство, что порой "невыгодные" элементы природного объекта являются условиями существования выгодных.

В этом смысле природоресурсовое право более эгоистично по отношению к природе, чем право экологическое, которое также регулирует потребительские отношения общества, но направляет их в такое русло, чтобы не причинить ущерба природе как системе экологических систем.

По методу правового регулирования экологическое право также отличается от природоресурсового. Оно имеет преимущественно обусловленный волевой, императивный метод правового регулирования и эта обусловленность отражает действие основных законов экологии.

Особые черты присущи и источникам экологического права. Если природоресурсовое право закреплено преимущественно в обособленных, разрозненных нормативно- правовых актах, касающихся отдельных природных объектов, то экологическое право нуждается в едином систематизированном головном нормативно - правовом акте, который бы состоял из общей и особенной части, определяющих основные положения взаимодействия общества и природы, и специальной части, обусловленной особенностями природных объектов.

По мнению того же профессора Ерофеева, для того, чтобы экологическое право стало действительно самостоятельной отраслью права необходимы как минимум четыре условия: 1) наличие государственного интереса в создании такой отрасли; 2) четкое выражение специфики регулируемых общественных отношений, составляющих предмет самостоятельного регулирования; 3) потребность в особом методе правового регулирования; 4) наличие либо потребность в особых источниках права.

На основе вышесказанного, можно сделать вывод о том, что как отрасль экологическое право еще не достаточно сформировалось, и нет четкой градации между экологическим и природоресурсовым правом. Суммировав все вышеизложенное можно дать следующее определение экоправу: под ним понимается совокупность правовых норм, регулирующих специфическим способом общественные отношения собственности на природные ресурсы, по обеспечению рационального использования природных ресурсов и охране окружающей среды от вредных химических, физических и биологических воздействий в процессе хозяйственной и иной деятельности, по охране экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.

Рис.1 Важнейшие основания для выделения экологического права в самостоятельную отрасль

1.2 Понятие источников экологического права.

Под источниками права в материальном смысле понимается воля народа, выраженная путем опроса, референдума по поводу того или иного документа.

Под источником права в формальном смысле понимаются формы права, в которых содержатся общие правила поведения - нормы права. Совокупность таких нормативно правовых форм образует законодательство. Законодательство внешнее выражение права. Но оно шире, ибо включает не только нормы права, но и правоотношения, т. е. нормы права в действие.

Источниками экологического права признаются нормативно правовые акты (НПА), в которых содержатся правовые нормы, регулирующие экологические и природоохранные отношения в обществе и государстве. К их числу относятся международные конвенции, которые были ратифицированы нашим парламентом, законы, указы президента, постановления и распоряжения правительства, нормативные акты министерств и ведомств. Ниже мы более подробно остановимся именно на экологических законах, ибо они играют главенствующую роль во всей системе современного природоохранного законодательства, а сейчас кратко рассмотрим систему экологических подзаконных актов.

В нее в первую очередь входят Указы и Распоряжения Президента КР. Указы устанавливают нормы права, распоряжения принимаются, как правило, по индивидуальным вопросам - о назначении на должность или смещении кого-либо и т. д. Распоряжение Президента может быть посвящено и утверждению какого-либо нормативного документа, например положения.

Круг экологических вопросов, по которым издаются указы и распоряжения Президента, практически не ограничен. Но следует заметить, что они не должны противоречить Конституции КР и Законам КР. В случае же если происходит противоречие, то последнее слово остается за Конституционным судом КР. На основании и во исполнение Конституции КР, Законов КР, нормативных указов Президента, Правительство КР издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

Постановление Правительства - нормативно правовой акт, принятый Правительством в пределах его компетенции определенной Конституцией КР.

Постановления правительства по вопросам экологии можно разбить на три группы. К первой относятся те, которые принимаются во исполнения закона для конкретизации его отдельных положений. Вторая группа постановлений предназначена для определения компетенций органов управления и контроля. Например, положение о министерстве по охране окружающей среды и чрезвычайным ситуациям. Третья группа постановлений включает акты дальнейшего правового регулирования экологических отношений. Например, положение о порядке лицензирования недропользования в КР.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Рекомендуем

Опрос

Какой формат работ для вас удобней?

doc
pdf
djvu
fb2
chm
txt
другой


Результаты опроса
Все опросы