Меню

Теги для нашей библиотеки:

Рефераты бесплатно, доклады, курсовые работы, рефераты бесплатно, реферат, рефераты, рефераты скачать, Рефераты бесплатно, большая бибилиотека рефератов, и многое другое.


  Источники экологического права

Источники экологического права

22

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ПРАВА

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ПРАВУ НА ТЕМУ № 4: «ИСТОЧНИКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ»

План:

  • Введение 3
  • 1. Общее понятие источников экологического права 4
  • 2. Классификация источников экологического права 7
  • 3. Основные источники экологического права 13
  • 3.1 Конституция Российской Федерации 13
  • Согласно ст. 114 Конституции РФ Правительство РФ обеспечивает Проведение единой государственной политики в области экологии и осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан и охране собственности. 14
  • 3. 2 Международные договоры РФ в области природопользования и охраны окружающей среды 14
  • 3.3 Российское законодательство как источник экологического права 15
  • 3.4 Нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ, министерств и ведомств в системе источников права окружающей среды 17
  • 4. Проблемы развития экологического законодательства 21
  • Заключение 25
  • Список использованной литературы 26

Введение

Важной предпосылкой формирования и становления экологического права в качестве самостоятельной отрасли российского права с точки зрения общей теории права является наличие обширного и кодифицированного экологического законодательства, системы его источников. Она включает многочисленные нормативные акты, которые регулируют использование и охрану окружающей природной среды Кузнецова Н.В. Экологическое право: Учебное пособие. - М. : Юриспруденция, 2000..

Для того чтобы объяснить понятие экологического права вообще и экологического в частности, следует показать возможность их разнообразия и видов в различных странах и в России для того, чтобы более осмысленно осуществлять эколого-правовые нормы, полноценнее пользоваться своими правами, осознавать свое место в реализации правовых установлений.

Целью моей работы является определить понятие источников экологического права, и требования к ним, привести классификацию источников по различным основаниям, а также рассмотреть наиболее важные российские источники экологического права.

Указанные вопросы проанализированы на основе действующего законодательства Российской Федерации, специальной литературы по данной проблеме, а также опубликованной практики.

1. Общее понятие источников экологического права

Как отмечалось, наличие развитой системы источников права окружающей среды - существенное условие для выделения совокупности эколого-правовых норм в отдельную отрасль в системе российского права.

Под источниками права в юридическом смысле понимается особая форма выражения правил поведения, делающая их общеобязательными. То или иное правило поведения, чтобы стать юридически обязательным, должно быть облечено в определенную правовую форму. Оно должно быть выражено в виде закона, указa, постановления, решения, приказа, инструкции или в иной установленной форме Теория государства и права. / Под ред. В.К. Бабаева. М., 1999. С.320..

Под источниками экологического права понимаются нормативно-правовые акты, содержащие нормы, регулирующие отношения в сфере взаимодействия общества и природы Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебник для высших юридических учебных заведений. - М.:Юристъ, 1998..

В правовом государстве не может рассматриваться в качестве источника права, в частности экологического, ненормативный акт. Кроме того, поскольку он содержит эколого-правовые предписания, противоречащие закону, он является по своей сути неправовым. По решению суда такой акт не может применяться.

Источники права окружающей среды имеют ряд особенностей. Так, с учетом того, что земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах и об охране окружающей среды отнесено Конституцией РФ к предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов, эколого-правовые нормы устанавливаются на обоих уровнях. Еще одна наиболее существенная особенность предопределена характером самой отрасли как комплексной в системе российского права. Правовые нормы данной отрасли имеют «прописку» в разных отраслях права. Наряду со специальным законодательством об окружающей среде, природоресурсным законодательством, они содержатся в актах гражданского, конституционного, предпринимательского, уголовного и иного законодательства.

Необходимо научиться находить эколого-правовые нормы в нормативно-правовых актах. Речь идет о так называемых экологизированных нормативных актах. Противоречия между эколого-правовой нормой и ее носителем - нормативно-правовым актом обусловлены и потребностями юридической техники, в соответствии с которыми конструируются нормативно-правовые акты. Так, гипотеза подавляющего числа норм Особенной части всех природно-ресурсовых нормативных актов, указывающая на то, кто может быть природопользователем, отделена от диспозиций и закреплена в Общей части, чем обеспечена текстовая экономия всего нормативного акта, так как одна статья "обслуживает" десятки статей Особенной части.

Кроме того, эколого-правовая норма может быть выражена и "молчанием" нормативно-правового акта. Например, в ст. 46 Водного кодекса РФ в числе оснований прекращения права водопользования не была названа реорганизация предприятия водопользователя, и поскольку перечень оснований прекращения водопользования определен в данной статье исчерпывающе, расширительному толкованию не подлежит, то в ст. 46 ВК РФ молчанием было выражено правило: "Реорганизация предприятия не является основанием расторжения права водопользования".

В целом можно выделить три основные группы признаков, по которым правовые нормы не совпадают с их носителями - источниками экологического права:

1) по форме выражения. Источник права может быть выражен только нормативным текстом, и поэтому устных источников экологического права не существует. Источник существует только в виде каких-либо нормативно-правовых актов: закон, кодекс, устав, положение, инструкция и т.п. Правовая же норма может быть выражена и отсутствием того или иного нормативно-правового акта или его молчанием.

2) по структуре отраслей. Если эколого-правовые нормы составляют экологическое право как отрасль права, то нормативно-правовые акты составляют отрасль законодательства. Отрасль права имеет только вертикальную структуру, а отрасль законодательства может иметь наряду с вертикальной и горизонтальную структуру. Например, наряду с земельным законодательством РФ существует земельное законодательство и других субъектов РФ;

3) по структуре первичных элементов, составляющих норму права и нормативный акт. Если норма права имеет постоянную структуру (гипотезу, диспозицию, санкцию), то нормативно-правовой акт может содержать бесконечное многообразие внутренних элементов: статьи, пункты, абзацы и т.п. Соответственно в одном пункте, статье закона и другом элементе нормативно-правового акта может содержаться несколько правовых норм либо одна правовая норма может содержаться в нескольких нормативно-правовых актах.

Источники экологического права должны отвечать следующим требованиям:

1. Нормативно-правовой акт должен иметь объективно выраженную форму в виде документа, издаваемого соответствующим компетентным органом.

2. Не всякий документ может быть нормативно-правовым актом, а лишь принятый уполномоченным на то государственным органом либо негосударственной организацией, которой делегированы права на принятие данных нормативных актов.

3. Принятые уполномоченными органами государства нормативно-правовые акты должны иметь форму, определенную законом. Так, Государственная Дума принимает федеральные законы, федеральные конституционные законы и постановления; Правительство РФ - постановления и распоряжения; Президент РФ издает указы и распоряжения; федеральные министерства и ведомства, а также другие органы исполнительной власти издают приказы и инструкции и т.п. В случае нарушения формы принятого нормативного акта он должен быть отменен.

4. Наконец, для того, чтобы тот или иной документ стал источником экологического права, он должен быть принят в условиях установленной процессуальной формы правотворчества. Не может считаться нормативно-правовым актом решение компетентного органа, сели оно принято по конкретному делу и в отношении конкретных лиц. Так, не считаются нормативно-правовыми решения правительства о финансировании того или иного объекта, о выделении материально-технических средств на проведение природоохранных работ и т.п Пучинина Т.Г. Основы экологического права. Учебное пособие. - Красноярск, - 1999.

.

Вопрос об источниках экологического права представляет собой многообразие нормативно-правовых актов. Помогает ориентироваться в этом многообразии классификация информационного массива, которая будет рассмотрена в следующем параграфе.



2. Классификация источников экологического права

В цивилизованном юридическом про-странстве, где функционируют различ-ные исторически обусловленные правовые системы, существуют следующие виды источников правовой обычай, нормативный акт, судебный прецедент, договор, общие принципы, идеи и доктрины, рели-гиозные тексты. Не все эти источники права действуют од-новременно и с одной силой -- на их действие влияют спе-цифические черты правовых систем той или иной страны особенности национального права в рамках единой правовой семьи, периоды развития, традиции. Для России характер-но главенствование нормативных актов в большинстве от-раслей права, но в последнее время, и прежде всего в об-ласти охраны среды, начинают приобретать значение общие принципы, договоры и обычаи Боголюбов С.А. Экологическое право. Учебник для вузов. М., 2000. С.21..

В ряде других стран приоритетное значение имеет су-дебный прецедент, т. е. судебное решение, фактически ис-пользуемое в качестве образца при аналогичных обстоятель-ствах (Англия, США, Канада, Австралия). В этих и некото-рых других англоязычных странах публикуются подробные судебные отчеты и судебные решения, они вводятся в ком-пьютерную базу данных, откуда юристы могут почерпнуть информацию о предыдущей судебной практике. Историчес-ки это было обусловлено тем, что в борьбе королей с пар-ламентом суды относились к прерогативе королей и путем провозглашения и использования судебного прецедента суды получали соответствующую независимость и свободу от за-конов, принимаемых парламентом.

Распространенным считается мнение о том, что России не известен судебный прецедент ввиду отсутствия обяза-тельности одних судебных решений для остальных судов. Такая точка зрения оправданна в том смысле, что преце-дентного права в общепринятом понимании в России действительно нет. Однако существует авторитет решений од-них судов для других -- решения судов субъектов Российс-кой Федерации по конкретным и кассационным делам не-редко публикуются и, как правило, учитываются нижесто-ящими судами. Кроме того, постановления Пленумов Вер-ховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, опре-деления их Коллегий являются обязательными для осталь-ных судов. Таким образом, и в России судебный прецедент занимает хотя и ограниченное, но определенное место.

Идеи и доктрины, т. е. мнения, ведущих ученых-юрис-тов принимают в ряде государств участие в формировании получая отражение в законодательстве. В романо-германской правовой семье основные положения права были эмулированы в университетских стенах. Основанное на принципах ислама мусульманское право во многом зависит заключения древних и современных толкователей религиозных текстов Корана -- священной книги, речи и заповеди Аллаха, и Сунны -- сборника жизнеописания пророка Мухаммеда.

С учетом распространения мусульманской религии в ряде субъектов Российской Федерации эту сторону не следует игнорировать, тем более в области справедливой организации использования природных ресурсов, воспитания надле-жащего к ним отношения.

Что же касается воззрений, идей и доктрин российских юристов, то последние десятилетия им должного зна-чения не придавалось, их назначение виделось в обслуживании воли высших должностных лиц, в чем отдельные граж-дане достаточно преуспели. Однако аргументированные, научно обоснованные мнения авторитетных ученых прини-маются во внимание при рассмотрении дел в Конституционном Суде РФ, в общих и арбитражных судах, Имеются при-меры использования в судах и при вынесении решений до-водов, изложенных в научно-практических комментариях и пособиях Боголюбов С.А. Экологическое право. Учебник для вузов. М., 2000. С.23.

.

Применительно к источникам экологического права можно дать следующую классификацию:

1. По юридической силе все источники подразделяются на законы и подзаконные акты.

Законы как источники экологического права представляют собой нормативные акты, принимаемые представительным и законодательным органом РФ - Федеральным Собранием, состоящим из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.

Среди законов можно выделить федеральные законы, занимающие верховное место среди нормативно-правовых актов и являющиеся руководящими основами в дальнейшей правотворческой деятельности по совершенствованию экологического законодательства. К числу федеральных законов относят прежде всего Конституцию РФ, федеральные конституционные законы (так, Закон о статусе депутатов регламентирует реализацию депутатами конституционных положений, направленных на реализацию экологического благополучия в стране); иные федеральные законы, не имеющие значения конституционных, которые регулируют отдельные аспекты природопользования. Например, Законом о животном мире предусмотрены меры по взаимодействию общества с миром дикой фауны и т.п.

Федеральный закон РФ от 21 июля 1994 г. "О Конституционном Суде РФ" обеспечивает механизм действия законодательства конституционного уровня. Конституционность нормативно-правового акта проявляется с позиций:

а) содержания правовых норм в данном нормативном акте. Например, если права граждан и организаций в эколого-правовом акте ущемлены вопреки установленным Конституционным положениям, то такой эколого-правовой акт может быть признан не соответствующим Конституции РФ;

б) формы нормативно-правового акта. Так, если вместо постановления как формы принятия нормативно-правового акта, установленной законом, был издан приказ, то есть форма, не предусмотренная законом, то такой акт может быть признан неконституционным;

в) порядка принятия нормативно-правового акта, введения его в действие и опубликования. Например, нельзя считать конституционным такой нормативный акт, который не был опубликован и доведен до исполнителей;

г) установленной Конституцией РФ компетенции между федеральными органами государственной власти. Например, если Государственная Дума Федерального Собрания РФ примет эколого-правовой акт без одобрения Совета Федерации, будет явное нарушение разграничения компетенции между этими органами;

д) разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, установленного Конституцией РФ, Федеративным и иным договором о разграничении предметов ведения. Например, признается неконституционным нормативно-правовой акт, который принимается органами власти субъектов РФ, в то время как его принятие отнесено только к компетенции федеральных органов государственной власти.

Подзаконные нормативные акты как источники экологического права представляют собой документы правового характера, принимаемые Правительством РФ, правительствами республик РФ, органами исполнительной власти субъектов Федерации, министерствами и ведомствами, а также иными органами и должностными лицами, имеющими право на принятие данных актов.

2. По предмету регулирования все источники профессор Ерофеев классифицирует на общие и специальные См.: Ерофеев Б.В. Экологическое право России. Т. 1. М., 1995. С. 75. .

Общие источники характерны тем, что предмет их регулирования охватывает как экологические общественные отношения, так и иные, не относящиеся к сфере экологии. Например, Конституция РФ регулирует не только экологические отношения, но и гражданские, жилищные, семейные и прочие отношения.

Специальные источники отличаются от общих тем, что имеют предметом регулирования только экологические общественные отношения.

3. По направленности правового регулирования все источники можно подразделить на материальные и процессуальные.

Материальные источники имеют предметом своего регулирования экологические общественные отношения, складывающиеся по поводу тех или иных природных объектов. Например, таковыми являются отношения по непосредственной эксплуатации земель, водных объектов, участков леса, выделенных под рубку и т.п.

Процессуальные источники в отличие от материальных направлены на процедуру обеспечения природопользования, являются формой его обеспечения. Так, для получения земельного участка в пользование законом предусмотрена процедура обращения в местные органы исполнительной власти, оформления землеустроительных документов, выбора места отвода, согласования места отвода участка с заинтересованными лицами и т.п.

4. По характеру нормативно-правовых актов источники можно условно подразделить на кодифицированные и не являющиеся таковыми.

К кодифицированным относятся нормативные акты, в которых в ходе правотворческой деятельности произведена и приведена в соответствие с системой регулируемых отношений систематизация нормативного материала. Такие нормативные акты отличаются более высоким качеством и, как правило, являются головными в той или иной отрасли права. К их числу следует отнести прежде всего Закон РФ об охране окружающей природной среды.

Подавляющее число экологических нормативно-правовых актов относится к числу некодифицированных, они регулируют отдельные стороны сферы природопользования. Систематизация нормативных актов осуществляется на практике, как правило, в форме инкорпорации, то есть объединения в каком-либо источнике по предметному признаку без изменения формы самих нормативно-правовых актов.

5. По степени значимости в регулировании экологических общественных отношений источники экологического права можно подразделить на основные нормативно-правовые акты и вспомогательные.

Основные нормативно-правовые акты составляют конструкцию действующего законодательства и представляют собой закрепленные в этих актах правила общего характера, распространяемые на неопределенный круг лиц. Например, земельным законодательством предусмотрена обязанность рационально использовать закрепленную за землепользователями землю.

Вспомогательные нормативно-правовые акты имеют, в основном, технико-юридический характер и позволяют применять тот или иной нормативный акт к регулируемому правоотношению. Отсутствие вспомогательных нормативных актов затрудняет применение и основных.

Источники экологического права образуют различные законодательства, которые имеют свою систему: по горизонтали и по вертикали.

По горизонтали экологическое законодательство подразделяется на природоохранное и природоресурсное законодательство.

К природоресурсному законодательству относятся:

Земельный кодекс РФ (ЗК РФ);

Водный кодекс РФ. Как источник экологического права ВК РФ состоит из общей, особенной и заключительной части. Общая часть уделяет внимание таким вопросам, как: объекты водных отношений, субъекты водных отношений; устанавливает право собственности и другие пра-ва на водные объекты, а также основания приобретения и прекращения прав пользования водными объектами; предусматривает осущест-вление и защиту прав пользования водными объектами, государственное
управление в области использования и охраны водных объектов, экономическое регулирование использования, восстановления и охраны
водных объектов, ответственность за нарушение водного законодательства РФ. Особенная часть уделяет внимание целевому использо-ванию водных объектов, целям использования водных объектов;

- Лесной кодекс РФ, который устанавливает правовые основы рацио-нального использования, охраны, зашиты и воспроизводства лесов, по-вышения их экологического и ресурсного потенциала. Нормы ЛК РФ регулируют лесные отношения с учетом представлений о лесе как о совокупности лесной растительности, земли, животного мира и дру-гих компонентов окружающей природной среды, имеющей важное экологическое, экономическое и социальное значение Федеральный закон РФ "О животном мире";

Закон РФ "О недрах" как источник экологического права регулирует отношения, которые возникают в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории РФ, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающе-го и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая под- земные воды, рассолы и рапу соляных озер и заливов морей. Этот закон содержит правовые и экономические основы комплексного ра-ционального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан РФ, а также прав пользователей недр;

Федеральный закон РФ "Об охране атмосферного воздуха". Как ис-точник экологического права определяет статус континентального
шельфа РФ, суверенные права и юрисдикцию Российской Федерации
на ее континентальном шельфе и их осуществление в соответствии с
Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.

К природоохранному законодательству относятся нормативные акты:

Федеральный закон РФ "Об охране окружающей среды";

Федеральный закон РФ "Об особо охраняемых природных территориях";

Федеральный закон РФ "Об экологической экспертизе".

Деление по вертикали представляет собой иерархию соответствующих нормативно-правовых актов Российской Федерации и субъектов РФ: Кон-ституция РФ, конституционные и федеральные законы, нормативные акты, указы и распоряжения Президента РФ, постановления распоряжения Пра-вительства РФ, нормативные акты субъектов РФ, а также нормативные акты министерств и ведомств, локальные нормативные акты Гусева А.В., Дудкина Л.В. Щербакова О.В. Экологическое право: Учебное пособие. - М., - 2005..

В приведенный перечень источников современного права окружающей среды России не включен обычай. В историческом плане во взаимодействии общества и природы обычай как неписаное правило поведения играл важную роль в регулировании и обеспечении рационального природопользования. Имеет ли он правовое значение на современном этапе? Ответ, на наш взгляд, может быть только положительным. В регулировании использования природных ресурсов обычай имеет большое практическое значение в контексте традиционного природопользования, регулируемого множеством законов. Так, Конституция РФ (ст. 72) выделяет защиту исконной среды обитания малочисленных этнических общностей как самостоятельный предмет ведения. Регулирование отношений по использованию природных ресурсов с учетом традиционного природопользования предусматривается Земельным кодексом РФ, Водным кодексом РФ), Лесным кодексом РФ, Федеральным законом «О животном мире». Таким образом, обычай как источник права применяется в практике, но он опосредован в установленных нормах права Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебник для высших юридических учебных заведений. - М.:Юристъ, 1998..

3. Основные источники экологического права

3.1 Конституция Российской Федерации

Одной из групп, входящих в систему конституционных основ, являются гуманитарные нормы. Этими нормами за гражданами РФ закрепляются определенные права и обязанности. Так, например, ст. 42 Конститу-ции РФ устанавливает, что каждый имеет право на благоприятную окру-жающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правона-рушением. В то же время Конституцией РФ за каждым гражданином за-креплена обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации (Отв. ред. В.В.Лазарев) - Система ГАРАНТ, 2003 г.

.

Вторую группу составляют природоресурсные нормы, которыми установлено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответ-ствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю, при этом владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и закон-ных интересов иных лиц.

Конституционные основы охраны окружающей среды включают так-же группу норм, определяющих компетенцию высших органов государст-венной власти. Статья 71 Конституции РФ относит к исключительному ведению Рос-сийской Федерации регулирование и защиту прав и свобод человека, в том числе экологических; федеральную собственность, В том числе на при-родные ресурсы; установление основ федеральной и экологической поли-тики; определение статуса и зашиты территориального моря, воздушного -пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ, метеорологическую службу, стандарты, эталоны, метриче-скую систему и исчисление времени; геодезию и картографию; наимено-вания географических объектов. В соответствии со ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Рос-сийской Федерации и субъектов РФ находятся: вопросы владения, пользо-вания и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры; земельное, водное, лесное зако-нодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.

Разграничение компетенции Российской Федерации и ее субъектов проводится по предмету ведения, согласно которому Российская Федера-ция принимает федеральные законы, которые являются обязательными на территории всей страны. Субъекты РФ в свою очередь имеют право на собственное регулирование экологических отношений вне пределов ведения Российской Федерации. При этом в Конституции РФ отмечено, что законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам.

Согласно ст. 114 Конституции РФ Правительство РФ обеспечивает Проведение единой государственной политики в области экологии и осуще-ствляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан и ох-ране собственности.

3. 2 Международные договоры РФ в области
природопользования и охраны окружающей среды

Российская Федерация (в том числе в качестве правопреемницы СССР) является участницей многих международных соглашений, касающихся как охраны окружающей среды в целом, так и ее отдельных компонентов, например, Венской конвенции по защите озонового слоя 1985 г., Монреальского протокола по веществам, истощающим озоновый слой 1987 г., Согла-шения о сохранении белых медведей 1973 г., Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчез-новения 1973 г., Конвенции по защите морской среды района Балтийского моря 1992 г. и др Кузнецова Н.В. Экологическое право: Учебное пособие. - М. : Юриспруденция, 2000.

Страницы: 1, 2


Рекомендуем

Опрос

Какой формат работ для вас удобней?

doc
pdf
djvu
fb2
chm
txt
другой


Результаты опроса
Все опросы